Два контейнера с товарами, купленными в Китае и крайне необходимыми двум частным зоопаркам Крыма, хранились в Херсонской области Украины с февраля 2015 года. На границе застряли генераторы, холодильные камеры, оборудование для бассейна с тюленями и прочая техника.
Расходы владельца зоопарка Олега Зубкова на хранение, растаможивание контейнера на Украине и простой груза превысили 45 тысяч долларов, или половину стоимости всего товара. Мало того, грузу грозило аннулирование транзитной декларации и конфискация украинским государством. Но оказалось, что, обвиняя Крымскую таможню в бездействии, Зубков сам плохо изучил процедуру таможенного оформления товара.
Еще в феврале первый заместитель руководителя Крымской таможни Олег Моисеев пошагово объяснил предпринимателю алгоритм ввоза контейнеров. Однако таможенные формальности не так просты, и предприниматель обратился за помощью к таможенному представителю, или брокеру. Услуга вполне легальная, но внешнеэкономических контрактов на покупку техники у Зубкова нет, поскольку приобретал он ее за наличные, а в этом случае и оформление несколько иное. То ли процедура была сложная, то ли брокер неопытный (к слову, не сотрудник таможни), но заниматься грузом для "Тайгана" он отказался.
Тогда по старой украинской привычке Зубков начал обращаться к влиятельным людям - к главе республики Сергею Аксенову, руководителю подразделения ФСБ, но только не в таможню. Все искренне и бескорыстно пытались помочь, но только звонки не имеют силы закона, и контейнеры с грузом с места так и не сдвинулись. В конце концов Олег Зубков нашел некоего посредника Николая, фамилию которого он даже не знал.
- Он был в форме, обещал помочь, - рассказал бизнесмен.
А когда и Николай оказался бессилен, раздался крик отчаяния - открытое письмо к общественности о невозможности ввезти груз. Искать выход из ситуации спустя полгода снова пришлось в Крымской таможне. Только теперь оформить документы и пройти таможенную процедуру предпринимателю поможет первый заместитель начальника таможни Олег Моисеев.
В таможне Зубкову настоятельно посоветовали "не ходить с наличными по базару", а оформлять сделки по внешнеэкономическим контрактам, как это предусмотрено законодательством РФ. Тем более если он собирается ввезти такое дорогостоящее оборудование. А еще лучше - стать субъектом свободной экономической зоны Крыма, и тогда таможенные пошлины вообще платить не придется. Кроме того, чтобы не тратиться дважды, завозить оборудование стоит не через Одессу или даже Новороссийск, а через один из крымских портов.
- Знаете, вы меня убедили, - сказал Зубков, уже прощаясь с руководителем таможни. - Я, пожалуй, подготовлю проект парка развлечений и зарегистрирую его в СЭЗ Крыма.
Так что же, конфликт исчерпан? Таможня дает добро?
- Да не было никакого конфликта, - говорит Олег Моисеев. - Если бы Олег Алексеевич сразу обратился к нам, когда ему отказал таможенный представитель, или хотя бы написал на сайт, проблему бы давно уже решили.
Ирина Хвостенко, главный государственный таможенный инспектор Крымской таможни:
- Участники внешнеэкономической деятельности либо пользуются услугами таможенных представителей, либо в их штате есть специалист, на которого возложены функции взаимодействия с таможенными органами. Это общероссийская практика.
На сайте Крымской таможни - crimea.customs.ru - есть необходимая информация о правилах Таможенного союза. Для удобства пользователей созданы подразделы для участников ВЭД и физических лиц. Там представлена вся законодательная база, с которой полезно ознакомиться любому человеку, планирующему перемещать грузы через таможенную границу, и образцы заполнения документов. Ответы на часто задаваемые вопросы в открытом доступе.
Крымская таможня всегда готова к диалогу. У нас есть консультативный совет. Его заседания проходят ежеквартально, а информация о них и обсуждаемых темах размещена в соответствующем разделе сайта. Именно консультативный совет - тот орган, который аккумулирует и выносит на рассмотрение проблемные вопросы бизнеса.
Правовой отдел Крымской таможни предоставляет государственную услугу -- информирование и консультирование по вопросам таможенного дела. Руководство таможни и таможенных постов ведет личный прием граждан по вопросам, входящим в нашу компетенцию.
Граждане или участники ВЭД по всем вопросам могут также обращаться на телефоны доверия Федеральной таможенной службы (499) 449-79-97 и Крымской таможни (3652) 668-935.