Напомним, Владимир одержал победы на всех четырех этапах RSBK, проходивших с мая по июль, и стал чемпионом класса SuperSport Evo 2. В интервью "РГ" он рассказал, как складывалась его спортивная карьера, со скольки лет можно отдать ребенка в мотошколу и как проходит обучение в нижегородском центре автомотоспорта "Академия", где Карзаев также работает.
Владимир, примите наши поздравления с завоеванием титула чемпиона России. Этот сезон стал самым успешным в вашей карьере?
Владимир Карзаев: Да, пока это лучший сезон, в предыдущие годы тоже добивался высоких результатов, но не настолько.
Сколько времени потребовалось, чтобы добраться до этой вершины?
Владимир Карзаев: За рулем мотоцикла я с 2007 года, получается порядка восьми лет (через месяц Владимиру Карзаеву исполнится 35, - Прим. "РГ"). До этого я даже не сидел на нем, хотя сильно мечтал. Сперва приобрел скутер и увлекся двухколесной техникой. Появился новый круг общения, друзья, постепенно учился, увеличивал кубатуру техники. Когда построили трассу "Нижегородское кольцо", я решил, что буду серьезно развиваться в этом направлении, появилась необходимая инфраструктура. Также неоднократно посещал тренировочные лагеря в Испании, там проводятся соревнования между европейскими гонщиками, удавалось несколько раз занимать первые места.
Сколько стоит вырастить чемпиона?
Владимир Карзаев: Однозначного ответа здесь нет, у каждого свои таланты, особенности, кто-то учится быстрее, кто-то медленнее. Затраты сопоставимы с подготовкой профессионального хоккеиста. И там, и здесь нужны тренировки, амуниция, все стоит денег.
Хорошо, сколько тогда стоит, к примеру, мотоцикл, на котором вы побеждали в минувшем сезоне?
Владимир Карзаев: Такой же новый мотоцикл в базовом варианте сейчас можно купить примерно за 700 тысяч рублей. Чтобы довести его до соревновательного уровня, нужно вложить еще около миллиона. Это именно спортивный байк, требуется дополнительное оборудование, все это надо покупать за рубежом, в России такая техника не производится. Со скачком курса валют затраты выросли пропорционально.
Так мы всех родителей распугаем, не каждый может позволить себе такие траты на хобби ребенка…
Владимир Карзаев: Естественно, начать заниматься этим видом спорта можно при гораздо меньших затратах. В "Академии" мы подготовили программу обучения детей с самого младшего возраста, работаем по испанской системе и являемся единственным в России филиалом испанской мотошколы Jose Adan Racing, работающей по эксклюзивной программе Lorenzo Competition, разработанной отцом известного мотогонщика Хорхе Лоренцо.
Выступать на официальных соревнованиях можно, начиная с 15 лет, но в России пока не проводятся гонки среди детей. Тем не менее, история знает примеры, когда люди увлекались мотоспортом с ранних лет, а потом становились лучшими из лучших. Тот же Хорхе Лоренцо, двукратный чемпион мира по Moto GP, дебютировал на трассе в день рождения, ему исполнилось 15, и он выиграл свою первую гонку. С трех лет он учился на разных мотоциклах и к 15 годам умел управлять любой двухколесной техникой с закрытыми глазами.
Сейчас мы делаем то же самое. У нас занимаются дети в возрасте от 5 до 12 лет, работаем с ними, чтобы вырастить пилотов серьезного уровня. Надеемся, что в следующем году сможем отправить этих детей в Испанию, чтобы они могли сравнить себя с европейскими гонщиками.
В России сложно развивать это направление, потому что зимой, когда все дети в городе, кататься у нас нельзя. В прошлом году мы открыли картинг-центр "Академия" площадью 3 тысячи квадратных метров, там есть отапливаемая трасса, частично проблема холодного сезона снята. Летом можно кататься на открытой площадке, но здесь другая проблема - дети на это время разъезжаются: кто-то за границу, кто-то в лагеря, кто-то к бабушке в деревню. Поэтому сейчас мы планируем проводить ознакомительные занятия в лагерях.
Один из наших читателей интересуется - насколько это травмоопасный вид спорта?
Владимир Карзаев: За 15 лет работы этой программы в Испании не было ни одного случая травмирования ребенка, у нас за год тоже никаких инцидентов не было. Вся программа, все упражнения построены с учетом требований безопасности, сама трасса тоже безопасна. Есть защитная экипировка, мотоциклы ограничены в характеристиках - они не могут развивать максимальную скорость, но при этом на них можно отрабатывать все технические элементы.
После ваших занятий у детей не появится соблазна погонять на больших скоростях в городе?
Владимир Карзаев: Я через это проходил и понял, что в городе ездить просто небезопасно. В этом году вообще ни разу не проехался по городу на байке, весь свой азарт и пыл я переношу на трек. Мы готовим именно спортсменов, с ними работают тренеры, психологи, учим ответственному подходу к делу и прививаем особую культуру поведения.
В завершение вопрос о ваших планах на будущее - какие ставите перед собой цели в новом сезоне?
Владимир Карзаев: Я продолжаю работать над собой, достижение этого года - лишь шаг на пути к вершине. Планирую перейти в более серьезный класс Super Sport, для этого надо в том числе доработать мотоцикл. Многого на будущий год не загадываю, главное - перебороть себя, вырасти над собой вчерашним.