Аквалангисты из Таганрога подняли со дна моря старинные якоря

В последние годы море сильно обмелело, и якоря нередко становились причиной разных неприятностей: то катер наткнется на торчащую из воды железную лапу, то человек нырнет и ударится. Один рыбак остался без винта на моторной лодке - на полной скорости ударился о дрейфующую железную "кошку". Во избежание несчастий дайверы решили собирать опасные дары моря. Самые интересные находки подарили городу.

- Началось с того, что прошлой зимой друзья прислали любопытное видео - якорь, вмерзший в ледяную глыбу. Как возник такой айсберг? Лед упал на грунт и потянул за собой лежащий в слоях ила и глины якорь. Весной, когда лед начнет таять, он останется на поверхности и будет представлять реальную угрозу рыбачьим суденышкам. Они не раз натыкались на такие подводные рифы. Мы решили якорь поднять. Нашли катер и при помощи лебедки вытащили опасную находку на берег, - рассказывает дайвер Игорь Будяков.

В Приморском парке Таганрога - теперь целая аллея якорей: галерные, адмиралтейские, якоря-кошки, которые использовались на маломерных судах. По находкам, представленным в экспозиции, можно изучать историю морских сражений, проходивших в Азовском море. Например, во время Крымской войны 1853 - 1856 года неподалеку от Таганрога был захвачен казаками, а потом затоплен английский корабль "Джаспер". Англичан перехитрили рыбаки. Когда вражеский корабль зашел в Таганрогский залив, они переставили буи на фарватере, и "Джаспер" сел на мель. Глубина - полтора метра. Казаки прискакали к судну прямо на лошадях. Это, пожалуй, единственный случай в мире, когда корабль захватила конница.

Судя по историческим документам, любопытных артефактов на дне Азовского моря хранится видимо-невидимо. Однако разыскать их - сложная задача, в мутной воде ничего не видно. Но нередко море приоткрывает свои тайны.

- Из рассказов рыбаков мы знаем, где лежит царская канонерка, пушка и даже целый самолет времен Великой Отечественной войны и многое другое. Уже составили карту морских "сокровищ", - говорит Игорь Будяков. - И они хорошо сохранились, ведь в отличие от Черного моря в Азовском их не разъедает соль. Но поднимать такие объекты очень проблематично и дорого.

- Постепенно у нас собралась целая коллекция, - добавляет Игорь. - Нам советовали продать якоря. Но мы решили подарить их городу. Эта идея понравилась морским пограничникам. Они нам очень помогли: почистили якоря, покрасили, вместе с нами их установили.

Кстати

На раскопках древнегреческого города Танаиса, одного из крупнейших в России археологических музеев-заповедников, расположенного в устье Дона, археологи не раз находили якоря античной эпохи.

- В музее воссоздан древнегреческий корабль, у носовой части лежит якорь - реконструкция одного из вариантов якорей, распространенных в эллинистическую эпоху, - рассказывает научный сотрудник музея-заповедника Валерий Чеснок. - Его изображения неоднократно встречаются на монетах и на барельефах. Несмотря на различия в деталях, основные черты классического, так называемого адмиралтейского якоря выражены на античных якорях вполне отчетливо. В литературе сохранились упоминания и о якорях другого типа, с одною лапой, напоминавших крюк. Число якорей на судах обычно достигало четырех, в единичных случаях даже превышало эту цифру.

Якорями могли служить и большие плоские камни с углублением-перехватом в поперечнике или же с двумя отверстиями на гребне. Их находят при раскопках Танаиса.