При этом на заполнение бумажной и электронной больничной карты, выписывание рецептов и прочую бюрократическую волокиту медикам стоит тратить не более 35 процентов от времени приема, то есть примерно 5-7 минут, а в оставшееся время уделить внимание пациенту. Повторное посещение врача-специалиста должно уложиться в 70-80 процентов от норматива первичного приема, то есть в 10-15 минут.
Утвержденные минздравом нормы пока не носят обязательный характер - это исключительно рекомендация. И обращена она, по сути, не к практикующим врачам, а к их работодателям, которые должны ответственно подойти к исследованию рабочего времени своих сотрудников и определить, сколько профессиональных кадров необходимо региону и сколько времени требуется каждому специалисту на прием.
Сам врач должен принимать пациента ровно столько, сколько необходимо с учетом состояния здоровья больного, подчеркнули в минздраве.
Рекомендации уже даны семи видам специалистов. На очереди - кардиологи, эндокринологи и стоматологи, которым пока время приема не прописали: информация, полученная из пилотных регионов, еще обрабатывается ведомством. А со следующего года нормы появятся в отношении фтизиатров (лечат туберкулезных больных), дерматовенерологов, эндоскопистов и хирургов.
О необходимости исследования хронометража работы врачей министр здравоохранения Вероника Скворцова заявляла еще в январе прошлого года. Тогда же она подчеркивала, что уже исследовано, насколько эффективно проходит рабочий день участковых терапевтов, педиатров, семейных врачей и их медсестер. "Это позволило пересмотреть нагрузки на одного специалиста, выявить реальные ресурсы для увеличения доли на непосредственную работу с пациентом, уменьшение времени на работу с документами и нормирование вспомогательной деятельности врачей", - отмечала министр.
Прошло чуть больше полутора лет - и нормы готовы. Причем они первые в постсоветском периоде нашего здравоохранения: последние фотохронометражные исследования практики врачей-специалистов проводились в России в конце 1970-х.
Чтобы сократить время, которое врач тратит на заполнение документов, министерство уже подготовило предложения по упразднению или замене части бюрократической волокиты. Какую-то работу по ежедневной писанине передадут среднему медицинскому персоналу, но только в том случае, если это не требует компетенции врача.
Обязательными к исполнению нормы станут только в том случае, если их внесут в трудовой договор медработника, говорит управляющий Центра медицинского права, юрист Алексей Панов. Появление документа минздрава, регламентирующего время приема пациентов, эксперт поддерживает, но напоминает, что если он станет обязательным, специалистов должны оповестить не позднее чем за два месяца. Их право на это закреплено статьей 162 Трудового кодекса.
Сегодня врачи региональных поликлиник, где тестируют повсеместное внедрение электронных медкарт, значительно сокращающих время на заполнение бумаг, тратят на первичный прием пациента в среднем 25 минут. Каждый следующий обходится примерно в 15 минут. Сократить это время получится в том случае, если наконец не придется подклеивать все анализы в бумажную медкарту больного, неоднократно отмечали в беседе с "РГ" главврачи.
Тем не менее рекомендации отечественного минздрава работают на руку и врачам, и пациентам. Первые смогут выделять каждому больному столько времени, сколько необходимо для обследования и постановки диагноза, а вторые будут уверены, что без медицинского "вердикта" их из кабинета не проводят.
Внедрение электронных больничных карт уже более года тестируется в Москве, Астрахани и Белгороде. В перспективе эта система позволит полностью отказаться от бумажных карт и свести к минимуму количество поддельных документов, уверены в Фонде социального страхования. Сегодня из 40 миллионов больничных около двух миллионов врачи заполняют с ошибками, большую часть приходится перепроверять.
Однако загвоздка при переходе на новую систему все-таки есть: она заключается в том, что врачам сегодня в среднем около 40-45 лет, коллектив неохотно омолаживается за счет новых кадров и не очень дружит с "электронкой". Поэтому, заполняя и бумажную, и электронную карту, он тратит еще больше времени на бюрократическую волокиту, удлиняя очереди за дверью. К тому же программное обеспечение, по замечанию многих московских врачей, остается несовершенным.
"На своем опыте знаю все трудности перехода от ручки и бумаги на клавиатуру и экран монитора, - говорит читатель "РГ" Евгений Седой. - С операционными системами прошлого века это был кошмар: данные, кропотливо собираемые месяцами, могли потеряться в одну секунду. При нынешнем развитии электроники слово за программистами. Телефоны есть у всех, они должны иметь программу подключения к серверу поликлиники, чтобы пожилые люди не шли к медсестре измерить температуру или давление, а включили программу с красным крестом, приложили палец к дисплею - врач все и увидит".
Германия
В стране нет госполиклиник. Однако благодаря сети частных практик различной направленности население полностью обеспечивается медпомощью. При недомогании или необходимости проверить зрение каждый человек может позвонить любому врачу независимо от места прописки и прийти на прием. Если у одного врача срок ожидания не подойдет, можно обзванивать врачей до тех пор, пока не найдешь подходящего. Обычно пациент либо знает, что дело не срочное, и соглашается на определенный день приема, либо, если консультация врача необходима срочно, его принимают вне очереди. За счет таких пациентов общая очередь может сдвинуться. Поэтому иной раз у лора зимой приходится ждать до двух часов. Тогда врачи стараются поддерживать связь с коллегами: видя, что сами с авралом не справятся, они перенаправляют срочных пациентов. Обычно же люди ходят к своим проверенными врачам, даже если придется подождать. Средний срок ожидания в целом по Германии - не больше получаса.
Франция
Все французы выбирают себе лечащего врача, что соответствует нашему районному врачу-терапевту. Правда, с той разницей, что он не обязательно должен быть районным и терапевтом. Для того чтобы попасть на консультацию, надо сначала обратиться к своему "лечащему" и получить у него направление. Что касается частной практики, то там тарифы назначают сами врачи, и они обычно в разы превышают общегосударственные. Но есть и плюс: не приходится ждать консультации неделями или месяцами, как это часто бывает в общенациональной системе медобслуживания.
Италия
Перед тем как оказаться в поликлинике, пациент, имеющий доступ к Национальной службе здравоохранения, должен посетить семейного доктора. Тот выпишет направление к врачу в районной поликлинике. Обычно ожидание занимает от одного месяца до года. Самые длинные очереди в Италии, как правило, к зубному, а самые короткие - к терапевту. В случае экстренной необходимости можно прийти в ближайшее отделение скорой помощи "Пронто Соккорсо". Но и там больного могут заставить прождать несколько часов и даже суток. Все потому, что обслуживают больных исходя из разноцветных кодов доступа к медику, который выдают каждому больному. "Красный" - экстренная помощь (например, предынфарктное состояние). "Желтый" - обслуживание в течение 15 минут. "Зеленый", как и "белый", может подождать.
Подготовили Анна Розэ (Берлин), Вячеслав Прокофьев (Париж), Нива Миракян (Рим)