В Петрозаводске прошла VIII конференция водоканалов России

В конце августа в Петрозаводске прошла VIII конференция водоканалов России, в которой приняли участие более 300 делегатов из 59 российских регионов. Главными темами форума стали вопросы тарифного регулирования отрасли и преодоления сложившейся финансовой нестабильности предприятий водно-коммунальной сферы, а также меры по повышению качества услуг водоснабжения и водоотведения в условиях экономического кризиса.

Глеб Колар, Петрозаводск

Столица Карелии была выбрана местом проведения конференции не случайно, она по праву может гордиться своим уникальным опытом в сфере водоснабжения. Как вспоминает глава Республики Карелия Александр Худилайнен, "раньше водопроводная вода в городе была такого цвета и содержания по органике, что в наполненной ванне нельзя было увидеть ступни опущенных туда ног".

Стартовавший в 2006 году инвестиционный проект компании "Российские коммунальные системы" (РКС) по строительству и реконструкции водопроводных очистных сооружений Петрозаводска стал одним из первых в стране примеров успешной реализации комплексного подхода к решению проблемы обеспечения жителей города чистой питьевой водой.

- Для меня проект "Чистая вода" был главным проектом моей жизни, - рассказывает бывший карельский губернатор, а ныне сенатор от региона Сергей Катанандов. - Мы добились того, что из кранов Петрозаводска пошла чистая вода. Это огромный труд колоссального количества людей. И я очень рад, что правительство Карелии продолжает сегодня эту работу вместе с РКС. Бояться передавать собственные водоканалы в частные руки не нужно, главное, чтобы это были надежные и проверенные руки.

Работы по проекту были разбиты на несколько самостоятельных этапов. Уже по завершению первого, летом 2010 года жители Петрозаводска получили чистую воду. Участникам конференции с гордостью показывали новые современные объекты водно-коммунального хозяйства, которые строились "всем миром". И в этом еще одна уникальная их особенность. Не будучи городом-миллионником, располагающим крупными финансовыми потоками, Петрозаводск сумел найти средства и реализовать проекты стоимостью в 1,5 миллиарда рублей. РКС, республиканская и городская власти договорились о разделении финансовых обязательств: 40% инвестиций должно было лечь на плечи частного инвестора, 30 процентов на себя брал республиканский бюджет, а еще 30 процентов регион искал у федеральных властей.

Конечно же, с обсуждаемыми на конференции проблемами, продиктованными непростой общеэкономической ситуацией, сталкиваются и петрозаводские коммунальщики. Но в отличие от многих коллег необходимый уровень рентабельности им поддерживать вполне удается.

- На самом деле, - утверждает глава РКС Павел Курзаев, - для эффективной работы в нашей сфере надо делать две вещи - разумно взаимодействовать с властью по тарифам и активно заниматься экономикой и управлением предприятия. В Петрозаводске за последние годы эффективно удается делать и то и другое. С одной стороны, в 2014 году, когда начинался наш очередной масштабный проект - реконструкция очистных сооружений Петрозаводска - местная власть пошла на установление долгосрочного шестилетнего тарифа, что позволило нам начать уверенно вкладывать в этот проект серьезные средства. С другой - руководство нашей дочерней организации "Петрозаводских коммунальных систем" (ПКС) за последние два года совершило серьезный прорыв в области улучшения производительности труда.

Кстати, именно ПКС стали одним из первых в стране операторов в сфере водоснабжения и водоотведения, для которых были установлены долгосрочные тарифы. А проект модернизации канализационных очистных сооружений Петрозаводска, о котором говорит Павел Курзаев, стал очередным уникальным опытом в масштабах всей страны. Поставленная во главу угла экологическая безопасность акватории Онежского озера, куда использованная вода сбрасывается и откуда в то же время берется для городского водоснабжения, позволила инвестору и региональному правительству реализовать уже новую схему взаимодействия - с участием иностранных партнеров. Сегодня это единственный город, привлекающий на строительство своих канализационно-очистных сооружений кроме кредитов еще и европейское финансирование. На эти цели столице Карелии удалось получить поддержку международных кредитных организаций - Северного инвестиционного банка и НЕФКО, а также экологические гранты Министерства окружающей среды Финляндии и Экологического партнерства Северного измерения.

Впрочем, по мнению большинства участников конференции, примеры ПКС и ряда других предприятий - не более чем капли меда в бочке дегтя. По данным организаторов конференции - Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (РАВВ) - за последние три года водопроводно-канализационное хозяйство России демонстрирует отрицательную рентабельность. Эта цифра в водоснабжении составляет 5,7 процента, в водоотведении - 7 процентов. Как считают эксперты, причина кроется в огрехах отраслевого законодательства и недостатках тарифного регулирования.

Сегодня сфера водоснабжения и водоотведения вплотную приблизилась к календарному рубежу, которым законодательно определен переход отрасли на долгосрочные тарифы. Понятно, что в этой ситуации вопрос экономической обоснованности тарифов вышел для специалистов на передний план.

По словам сенатора Аркадия Чернецкого, в течение долгих лет изменение тарифа на воду осуществлялось по остаточному принципу, поэтому в ряде регионов тариф на водоснабжение и водоотведение просто смешной. Он не покрывает даже эксплуатационные расходы, не говоря уже, о том, чтобы проводить какую-то серьезную инвестиционную политику. Государство должно очень ответственно подойти к этому вопросу. "Если мы и дальше будем загонять в тупик эту сферу, которую смело можно назвать обеспечивающей национальную безопасность, мы придем к катастрофе", - подчеркнул Чернецкий.

Тема регулирования тарифов на воду по остаточному принципу нашла отклик у всех участников конференции. Тем более что по единодушному мнению представителей водоканалов, на фоне заявлений чиновников о том, что отрасль вот-вот станет едва ли не самой инвестиционно привлекательной, дела с этой самой инвестиционной привлекательностью обстоят грустнее некуда.

- Это именно тот случай, когда "имея, не храним, потерявши - плачем", - уверяет исполнительный директор РАВВ Елена Довлатова. - Предприятия ВКХ без преувеличения - экологический щит любого города, что уже давно поняли в европейских странах. Но так традиционно сложилось, что климат нашей страны установил приоритеты: теплоснабжение и электроэнергия в первую очередь. Вода на этом фоне - падчерица ЖКХ.

Еще одну проблему, требующую для ее решения консолидированных усилий отраслевого сообщества, обозначил Павел Курзаев. Все же главной бедой, препятствующей коммунальщикам полноценно выполнять взятые на себя обязательства, по-прежнему остается проблема неплатежей. Каким бы экономически обоснованным и стабильным не был тариф, при низком уровне собираемости платежей осуществлять полноценную операционную и инвестиционную деятельность не сможет ни одна ресурсоснабжающая организация.

Сегодня деньги, которые управляющие компании (УК) получают с потребителей, до коммунальных предприятий доходят не в полном объеме. Выполняя функции агента, УК не заинтересованы в 100-процентном сборе платежей. Они не имеют бонусов при повышении собираемости, у них нет рисков при накоплении задолженности. При этом значительная доля собираемых средств оседает на счетах фирм-посредников и исчезает вместе с ними. В этом сложном механизме нет реально работающей системы ответственности.

В РКС считают, что решить эту проблему возможно только одним путем - предоставив ресурсоснабжающим организациям правовую возможность заключать прямые договоры с конечными потребителями. Других способов снять финансовое бремя постоянно растущей дебиторской задолженности, по мнению Курзаева, сегодня не существует.

- Мы предлагаем простую схему, - говорит он. - Если мы поставщики коммунальной услуги, давайте будем за нее отвечать от начала и до конца. Алгоритм действий в таком случае становится простым и понятным: ресурсоснабжающая организация выставляет напрямую счет потребителю и собирает деньги.

Должник, даже если поменяет квартиру, никуда не денется. По оценкам экспертов, если УК как лишнее промежуточное звено в этой цепи исчезнут, собираемость платежей вырастет до 98 процентов.

Для дальнейшего оздоровления сферы водоснабжения и водоотведения государству необходимо выбрать правильную систему координат, где одной из направляющих, несомненно, должна стать консолидированная позиция работающих в отрасли компаний. В частности, резолюцию прошедшей конференции организаторы планируют разослать во все имеющие отношение к коммунальной сфере органы законодательной и исполнительной власти. Остается только гадать, сколько воды утечет прежде, чем эту отрасль перестанут считать "падчерицей".

Факт

По данным опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ), в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России, проблемы, с которыми сталкиваются россияне в быту, чаще всего связаны либо со снабжением водой (15 процентов), либо с отоплением (10 процентов).