Ожидается, что в нем примут участие председатель комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Дмитрий Азаров, первый заместитель председателя Совета Ассамблеи народов России, член Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям Владимир Зорин, а также генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров.
Накануне корреспондент "РГ" попросил Валерия Федорова ответить на несколько вопросов, связанных с межнациональными отношениями в России.
Валерий Валерьевич, вы, как человек, который всегда держит руку на пульсе общественного мнения, должны знать: не выражают ли граждане России пожеланий о возрождении федерального министерства по делам национальностей?
Валерий Федоров: Людям по большому счету неинтересно, есть какое-то министерство или его нет. Факт наличия или отсутствия ведомства не представляется существенным населению.
Весной этого года в соответствии с указом президента РФ создано федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН). Возглавил его Игорь Баринов, человек достойный: депутат Госдумы РФ, прошедший в свое время школу спецназа в Чечне. С нюансами межнациональных отношений он знаком не понаслышке.
Задача ФАДН - организовать мониторинг ситуации в стране и работать на упреждение межэтнических конфликтов. Надо следить за изменением межнационального баланса, за возникновением мононациональных колоний в том или ином регионе России. Иногда бывает так, что гости приходят в чужой монастырь со своим уставом и начинают диктовать правила игры. Коренным жителям территории это не нравится, и на точке кипения вспыхивает русский бунт - жестокий и беспощадный. Типовой сценарий. И хорошо, что типовой: легче предупредить.
Надеюсь, работа вновь созданного ведомства принесет пользу: ни одна мина в межнациональных отношениях не должна взорваться.
Мы видим, что происходит в странах Евросоюза из-за наплыва беженцев с Ближнего Востока. Не представляют ли потоки мигрантов опасности для нас, готова ли Россия к приему непрошеных гостей?
Валерий Федоров: Готовности нет, но есть некоторые опасения. Сначала то, что происходит в Европе, вызывало чувство злорадства: вот вам за ваши санкции. Потом оно сменилось тревогой: что если тысячи беженцев хлынут к нам?
Вместе с тем есть два фактора, защищающих нашу страну от ближневосточных орд. Первый - плохой имидж России, к нам не стремятся с арабского Востока. В Сирии и Ливии воспринимают РФ как страну, которая препятствует беженцам. Второй - девальвация рубля, даже таджики и узбеки уезжают из России, потому что их не устраивают заработки. Получается, что мигранты экономические идут мимо России по меркантильным соображениям, а мигрантов политических РФ просто не принимает.
Но у нас есть другой поток беженцев - из Украины. Сейчас в России насчитывается порядка 800 тысяч человек, покинувших соседнюю страну из-за войны. Эти люди культурно близки нам, различия в языке минимальны - так что пока не паникуем.
Переписи населения последних 30-40 лет фиксируют постоянное сокращение финно-угорского населения - сначала в СССР, теперь и в России. В частности, мордвы в Нижегородской области перепись-2010 зарегистрировала всего около 19 тысяч человек, в 2002-м было 25 тысяч, а в 1989-м - 36. Это нормальный процесс?
Валерий Федоров: Депопуляция опасна вне зависимости от национальности. Несколько лет назад демографические показатели в России отличались положительной динамикой. Однако в начале 2015 года статистика показала рост смертности. Что это? Статистическая погрешность или разворот тенденции? Скоро узнаем.
Но это своевременное указание на то, что пришла пора реформировать здравоохранение. Эта сфера, к слову, волнует всех без исключения. Поэтому неслучайно на последнем форуме Общероссийского народного фронта (ОНФ) президент страны Владимир Путин обратил внимание на необходимость корректировки курса реформ, проводимых в отрасли. Не экономическая целесообразность должна стоять во главе угла, а здоровье людей. Не количеством денег должна оцениваться эффективность работы системы здравоохранения, а числом сохраненных жизней.
Что касается депопуляции именно финно-угорских народов, то здесь важно отметить: Конституция РФ гарантирует право обучения родному языку для каждого гражданина России. Иногда в этом направлении делается даже больше, чем нужно: известны случаи, когда изданные учебники пылятся на полках невостребованными. Можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить. Если у представителей того или иного народа не возникнет желания сохранить язык и культуру, тогда никто им не поможет.
Как правило, в критической ситуации создаются инициативные группы, активисты начинают бить во все колокола, создают НКО и автономии, лелеют национальную культуру. Тем самым дают свежий импульс для возрождения. Флаг в руки такому движению, если у его руководителей нет стремления создать свое государство - РФ не может гарантировать свободу действий подобным движениям, угрожающим целостности страны. Но иногда лидеры-общественники переступают тонкую грань, некую красную черту, отделяющую "можно" от "нельзя". И тем самым губят благое дело на корню.