НКО и религиозные объединения, по мнению Натальи Беренковой, ассистента института международных отношений и мировой истории (ИМОМИ) Нижегородского государственного университета имени Лобачевского (ННГУ), сглаживают стресс, который испытывают вновь прибывшие в тот или иной регион России мигранты. При условии, что на месте пребывания новосела уже есть диаспора его соплеменников или единоверцы.
- Эти объединения служат неким социальным лифтом для людей, покинувших свою родину, - считает Наталья Беренкова.
Людмила Сидоренко, руководитель Нижегородского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Ассамблея народов России", выразила надежду, что в недалеком будущем государство и НКО станут не просто партнерами по общему делу, а равноправными партнерами. Пока же большинство НКО Нижегородской области держатся исключительно на энтузиазме их лидеров: по уставу исполнительный директор должен получать зарплату, но стабильного источника финансирования для этого нет - только гранты.
В связи с этим руководители некоторых НКО региона посетовали на то, что не видят от власти не только денег, но и Дома дружбы народов, на строительство которого руководство области замахивалось еще в прошлом веке.
Впрочем, вопрос финансовой поддержки вызвал неоднозначную реакцию собравшихся.
- Должны ли НКО получать деньги от государства? - обратился к участникам круглого стола Сергей Рогожкин, министр внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области.
- Мы хотим свободы, но деньги ее свяжут, - резонно заметил Семен Подкар, кандидат социологических наук.
Андрей Кузнецов, проректор по учебной и воспитательной работе ННГУ, примирил "враждующие" стороны:
- А какие задачи возлагает государство на НКО? ВЦИОМ, например, сейчас самостоятельная организация, но сотрудничество с Кремлем предполагает предоставление ему открытой информации - здесь НКО и государство идут вместе.
Наряду с бедными НКО в регионе есть и вполне самодостаточные.
- Наша диаспора помогает вновь прибывшим сюда землякам адаптироваться на нижегородской земле, - рассказывает Фатима Ахмедова, аспирант ИМОМИ ННГУ и вице-президент общественной организации "Региональная национально-культурная автономия азербайджанцев Нижегородской области". - За долгие годы присутствия здесь многие представители нашего народа добились заметных успехов, у нас сложились хорошие отношения с нижегородцами. А это позволяет нам сохранить идентичность и помогает интегрироваться в принимающее общество.
Вполне уютно чувствуют себя в Нижегородской области и армяне. Саркис Микаелян, зампредседателя общественной организации "Нижегородская армянская община", рассказывает о вкладе НКО в сохранение национальной самобытности:
- У нас есть воскресная школа, где можно получить уроки родного языка. Примечательно, что сейчас ее посещают не только дети, но и люди старшего поколения - они, желая глубже изучить и понять язык, делают осознанный выбор. С 2012 года в Нижегородском государственном лингвистическом университете ввели армяноведение, поначалу - на факультативной основе, а теперь уже на регулярной. Каждый желающий может изучить армянский язык. Построили храм на 3-й Ямской. Словом, армяне, которые выросли здесь, уже осознают себя нижегородцами и россиянами. Те, кто добился успеха, помогают диаспоре. Мы стремимся к тому, чтобы не только помнить свою культуру, но и понимать и воспринимать окружающую.
Примечательно, что нижегородские армяне и азербайджанцы весьма успешно разрушают стереотип о том, что они - непримиримые враги. На Волге они чувствуют себя земляками-кавказцами и дружат.
- Впрочем, было конфликтное дело между ними в недалеком прошлом, - заметил Андрей Кузнецов. - Причем, не на бытовом уровне, а на уровне НКО. Примечательно, что труд по примирению этих двух организаций взяла на себя еврейская община - вот что могут НКО!
НКО могут и поучить власть. Например, в том, как выстраивать отношения с диаспорами - ведь даже в региональных структурах за сферу межнациональных отношений нередко отвечают совершенно несведущие в этом тонком деле люди - что уж говорить о чиновниках муниципального уровня.
- Мы готовы оказать содействие органам местного самоуправления в проведении семинаров по межэтническим коммуникациям, - предложил Сергею Рогожкину Эрадж Боев, председатель "Конгресса ираноязычных народов". - У нас есть соответствующие компетенции, а у многих чиновников их нет. И Федеральное агентство по делам национальностей не предполагает создания вертикали власти - значит, межнациональные отношения могут поручить курировать департаментам спорта, культуры или другим ведомствам, далеким от темы. Поэтому, ради профилактики некомпетентности, такие семинары необходимы. И СМИ на них пригласим. Ведь залог согласия - не реакция на последствия конфликта, а работа на его упреждение.
Людмила Соковикова, замминистра национальной политики Удмуртской Республики, поделилась опытом работы республиканского Дома дружбы народов:
- Мы создаем на его базе еще и Ресурсный центр. Он будет отслеживать и аккумулировать наиболее успешный опыт других регионов в поддержке и развитии национальных культур, билингвизма с тем, чтобы потом применить его и у нас.
Сергей Рогожкин, подводя итог круглого стола, выразил надежду, что такие встречи с представителями НКО станут регулярными. Не исключено, что и на площадке нижегородского Дома дружбы народов.