Как рассказали корреспонденту "РГ" в мэрии Афин, в "маленькие Дамаск и Кабул" уже превратились и без того не самые благополучные районы греческой столицы - площади Виктория и Омония, а также несколько близлежащих парков. При этом большинство беженцев не нашли ничего лучше, как расположиться под открытым небом, расстелив матрасы и разложив свой нехитрый скарб прямо на земле. Мэр Афин Гиоргос Каминис, констатируя обрушившийся на город очередной кризис, обвинил во всем правительство страны, которое "не смогло предложить абсолютно никакого плана" для решения возникшей проблемы.
- Ни у кого из них при себе нет никаких документов. Нам уже не смешно, когда каждый второй мужчина называет себя Хасаном и говорит одну и ту же дату рождения, - рассказывает патрулирующий площадь Виктории полицейский по имени Василис. - Не только сирийцы, но и иракцы, афганцы, пакистанцы, бангладешцы, африканцы и многие другие выбрасывают свои паспорта сразу же после того, как оказываются на территории Евросоюза с тем, чтобы претендовать на статус беженца.
- Видно, что полицейские наряды значительно усилены. Опасаетесь бунтов нелегалов или вспышки криминала? - интересуюсь у представителя правопорядка.
- Сами видите, что большинство из "понаехавших" это обычные бедные люди, а не преступники. К тому же практически все они приехали с женами и маленькими детьми. Пока особых эксцессов не было, но кто знает, на что приезжие окажутся способны, если их детям через несколько дней будет нечего есть, - прищурившись говорит сотрудник "астиномии" (полиции - "РГ").
Вязкий запах мочи в близлежащих подворотнях, горы мусора, жуткая антисанитария и развешенная на кустах и ветках грязная одежда - отныне проблемы жителей греческих островов, на которые первым делом с риском для жизни перебираются беженцы на надувных лодках с территории Турции, встали в полный рост и перед жителями центральных Афин.
Заметно, что местные власти и благотворительные организации по мере возможности стараются помочь беженцам. Корреспондент "РГ" наблюдал, как в течение дня на заполоненные нелегальными мигрантами городские площади подвозят бутилированную воду, соки, печенье и гигиенические наборы. Правда, как только на тротуар выгружаются первые коробки с гумпомощью, нелегалы устраивают жесткую толкотню за возможность набрать побольше "халявы".
- Я не хотел рисковать жизнью в Средиземном море и перебираться в Европу, пока в мою деревню не пришли исламисты и не начали всех подряд бить кнутом, многих и вовсе убили, - рассказывает на ломаном английском 29-летний сириец Хафез. - А что мне оставалось делать? Ждать, пока они отрежут мне голову? Теперь у нас с женой и двухлетним ребенком одна дорога - в Германию или Скандинавию, где, уверен, я смогу прокормить свою семью.
Быть может, Хафезу повезет, и в ЕС его официально признают беженцем. В конце концов он, судя по его словам, действительно спасался от жестокой гражданской войны, быстро скатившейся в межконфессиональную бойню.
Ее, кстати, несколько лет назад с энтузиазмом поддерживали в страдающем сегодня от наплыва мигрантов Старом Свете, на пике "арабской весны" заумно рассуждавшем про светлое демократическое будущее на Ближнем Востоке после смещения неугодных диктаторов и режимов. С тех пор энтузиазма в Европе заметно поубавилось, а в Брюсселе, Берлине и Париже все больше интеллектуальных конвульсий вызывают мысли о реальных последствиях "великого переселения беженцев" в ЕС. Шутка ли: массовый исход сотни тысяч людей из региона, заполыхавшего от грубого иностранного вмешательства и бесцеремонного навязывания "демократических ценностей", ставит под угрозу главное достижения европейского проекта - солидарность среди стран-членов.
И беженцы, коротающие время на афинских площадях, скорее всего, знают: пока взявшая на себе роль "первой скрипки" в европейском концерте Германия изо все сил "утаптывает" другие страны-члены ЕС принять новые волны беженцев, Венгрия строит забор на своей южной границе и создает полевые суды для нелегалов. Австрия уже неделю как заблокировала железнодорожное сообщение с Балканами, а Чехия и Польша категорически не соглашаются на спущенные им из Брюсселя квоты по принятию нелегалов.
Тем временем греки не сомневаются, что нынешний кризис с беженцами затянется для проблемной в экономическом плане Эллады - всего лишь транзитной страны на тернистом пути нелегалов в "сытую Европу" - надолго. По крайней мере, во втором по величине греческом городе Салоники власти уже приступили к возведению лагеря, рассчитанного на работу в течение зимы. И если пострадавших от войны сирийцев с горем пополам готовы приютить в ЕС, то "экономическим беженцам" из других ближневосточных и не только стран в Евросоюзе явно не рады. Это значит, что такой контингент застрянет на афинских площадях, в скверах и парках на неопределенное время.
Справка "РГ"
Почти 450 тысяч человек попросили убежища в Европе с начала 2015 года. Из них граждан Сирии - 126 тысяч человек. Ожидается, что до конца года в ЕС будет подано 1 миллион заявок на получение статуса беженца. Почти 2800 мигрантов погибли в Средиземном море, пытаясь перебраться в Грецию и Италию. На 90 процентов увеличился поток нелегалов в Европу в январе-июле текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.