Об этом на круглом столе в выездной редакции "РГ" в рамках 20-й выставки "Будущее России" рассказал директор Нижегородского филиала ПГК Тарас Залужный. По его словам, компании, в частности, удалось заключить крупный сервисный контракт с холдингом "ЕВРОЦЕМЕНТ груп". В планах - дальнейшее наращивание доли перевозок ПГК на территории ГЖД, предпосылки для этого есть. Прежде всего, речь идет об усилиях самой компании, которая постоянно обновляет сервисный пакет, подстраиваясь под рыночные условия.
Одним из наиболее интересных и перспективных продуктов компании является промышленная логистика - ПГК предлагает крупным грузоотправителям своего рода логистический аутсорсинг. Услуга позволяет производителям снизить затраты на перевозку собственной продукции и содержание железнодорожного блока, сконцентрироваться на своей основной деятельности - выпуске продукции.
- Специалисты нашей компании, выезжая на такое предприятие, проводят там аудит, - говорит Тарас Залужный. - Оценивается все: маневровые передвижения, содержание путей, обслуживание техники, внутризаводские перевозки, хранение и погрузка продукции, планирование перевозок, привлечение подвижного состава, оформление документов и т.д. В результате суммируются все расходы предприятия на содержание всех подразделений, и предлагается оптимальная схема по минимизации затрат. Этой услугой уже воспользовались несколько крупных предприятий, на подходе - еще ряд контрактов.
По словам Ии Нефедовой, замначальника Горьковского территориального центра фирменного транспортного обслуживания ОАО "РЖД", который давно работает с ПГК, в последнее время компания серьезно пересмотрела свою логистику и управленческий процесс. По существу, она отвечает европейским стандартам сервиса, что способствует росту доходов как ПГК, так и РЖД.
- В перевозки стали приходить люди из бизнеса, - констатирует она. - Заниматься рутинной работой они не будут, у них другие направления, другой уровень. И тогда на помощь приходят такие предприятия, как ПГК, которые берут на себя логистические процессы. Это направление перспективно.
По ее словам, в будущем году ожидается повышение объема перевозок, появятся новые предприятия с высокодоходным грузом - металлами, химией, удобрениями. И это - прямые потенциальные клиенты ПГК, которая может взять на себя их обслуживание.
Понимают это и в компании, где уже научились чутко реагировать на конъюнктуру рынка. Например, для сезонных работ привлекаются вагоны других собственников. При этом ПГК берет на себя ответственность по текущему ремонту подвижного состава. В филиале создана специальная мобильная бригада, в функционал которой входит подготовка вагонов под погрузку.
В этом отношении интересен опыт ООО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез". Как рассказал начальник центра отгрузки предприятия Андрей Чумаков, в текущем году был введен в строй комплекс каталитического крекинга, который позволил в корне изменить технологию производства бензина и принес совершенно другую транспортную логистику. Благодаря ему за год "ЛУКОЙЛ" будет получать миллион тонн автомобильного бензина дополнительно. Это не считая попутных газов, на которые сейчас повышенный спрос в развивающейся химии.
Одновременно кардинально меняется рынок сбыта. Если раньше преобладал экспорт, то теперь туда идет только половина продукции. Открываются новые рынки, например, Казахстан. Это предъявляет новые, в том числе экологические требования и к качеству обработки цистерн. ПГК выполняет эту работу в соответствии с современными стандартами, причем делает все быстро и качественно. В результате сейчас в одну сторону идут цистерны с новым технологическим сырьем, на конечном пункте специалисты ПГК проводят их очистку, и обратно идут уже с бензином. Таким образом решается проблема порожних рейсов.
Еще одно перспективное направление - работа со специфическим внутрипроизводственным транспортом. Сейчас такое предложение рассматривает АО "Выксунский металлургический завод" (ВМЗ).
-У нас есть свой собственный подвижной состав, как правило, без права выхода на сеть РЖД, который осуществляет технологические перевозки внутри предприятия, - говорит начальник отдела по организации перевозок ВМЗ Елена Саркисова. - Он очень специфический, и вопросы по его ремонту и обслуживанию для нас очень актуальны. К предложению ПГК по ремонту и обслуживанию подвижного состава мы отнеслись с интересом.
Любопытно, что тему кризиса участники круглого стола рассматривали, прежде всего, как возможность перехода к совершенно иным принципам работы. По мнению Андрея Чумакова, понимание кризиса сегодня в корне неправильное.
- По сути это новые условия ведения бизнеса, - считает он. - Если раньше было тактическое мышление на месяцы вперед, то сейчас идут скоростные процессы. Например, та же тарификация будет меняться прямо на глазах. Наступило время интересных перемен, и в этом смысле стиль работы ПГК показателен. Если он и консервативен, то только с точки зрения порядочности по отношению к партнеру. А в остальном компания меняется к лучшему и показывает пример другим.
Материал подготовлен в сотрудничестве с АО "Первая Грузовая Компания"