14.09.2015 15:47
Поделиться

Семен Стругачев ушел от амплуа "жизнерадостного алкоголика"

Петербургский актер Семен Стругачев представил фильм "Вкус Америки", в котором сыграл главную роль. Премьера проходила в рамках внеконкурсной программы "Литература широким экраном" на XI Казанском международном фестивале мусульманского кино.

После сеанса актер встретился с казанскими зрителями и с корреспондентом "РГ".

Драму "Вкус Америки" снял еще в 2007 году в США режиссер Ефим Грибов, "русский американец", по повести Людмилы Улицкой "Веселые похороны". Премьеры ждали 8 лет. Тем временем вышел фильм "Ниоткуда с любовью, или Веселые похороны", в котором режиссер Владимир Фокин снял в главной роли умирающего художника Алика Александра Абдулова. Действие происходит в эмигрантской среде Нью-Йорка в начале 90-х годов. У Грибова эту роль сыграл Стругачев.

Семен Михайлович, где затерялся ваш фильм?

Семен Стругачев: Фильм начали снимать, но пришел кризис. Все не было денег, чтобы завершить работу. В прошлом году, наконец, закончили. Проката и даже премьеры в России пока не было. Мне кажется, наш фильм имеет право на жизнь. Сколько раз смотрю его - и проживаю все заново, хотя там есть недочеты. Теперь эти фильмы - Фокина и Грибова - можно сравнить, если у кого есть желание.

История о том, как талантливый художник бездарно прожил свою жизнь. И таких в мире немало. После смерти их признают гениями. Когда Алик умер, тут же купили все его картины. Он любил женщин, и его любили, жил на широкую ногу, вопреки тому, что знал - скоро умрет.

А как вы попали в этот фильм?

Семен Стругачев: С Грибовым я работал еще раньше, он снял на "Ленфильме" картину "Мы едем в Америку" и действительно уехал туда жить в 1991 году. К сожалению, мы так и не увидели ту работу. А в 2006 году он позвонил мне: "Прочти Улицкую". Я прочел и сказал: "Надо снимать"… Это авторское кино. Не для всех, для определенного круга зрителей - людей среднего, старшего поколений, для тех, кто уже понимает, что такое жизнь.

Мне здесь за себя не стыдно, это - моя любимая роль в кино. Таким разным - и веселым, и трагическим - меня, в общем-то, не видели. Мой друг сказал: "Самое страшное: помрет Стругачев - и начнут показывать "Вкус Америки" по телевизору, и скажут: о, какая, оказывается, у него была картина, а мы и не знали, что он серьезный актер!"

Как подбирали актеров?

Семен Стругачев: Снимались американцы, только русских сыграли наши артисты. Эра Зиганшина тоже раньше снималась у Грибова в Ленинграде. Леонид Лейкин, великий клоун, сыграл моего друга Фиму, врача. Леня жил в то время в Америке, работал в Цирке дю Солей, у него была шикарная программа. На съемки приходили его друзья - знаменитые клоуны со всего мира. Мы заканчивали в час ночи, шли по Нью-Йорку, и эти уличные артисты начинали творить чудеса. За нами американцы толпами ходили!

Вы мечтали о роли героя-любовника?

Семен Стругачев: Не-ет! Придите в Театр имени Ленсовета, где я служу, посмотрите, какие роли я там играю. Например, короля Кастилии из романа Фейхтвангера "Испанская баллада". В кино мне достаются жизнерадостные алкоголики. Мой Лева Соловейчик засветился в фильмах про "национальные особенности", которые вошли в золотую коллекцию нашего кино. Фейс меня кормит, в театр на меня приходят.

С какими трудностями вы столкнулись в Америке?

Семен Стругачев: Язык! Практически 60 процентов роли я играл на английском. В школе наше поколение училось "чему-нибудь и как-нибудь" (вот моя дочка, ей 25 лет, знает три языка !). Мы жили в Советском Союзе, готовились прожить здесь всю жизнь и умереть… У меня хорошие память и слух. Использовал магнитофонные записи, подстрочник. Некоторые фразы до сих пор помню. У нас там была Сонечка из Одессы, она учила американцев говорить правильно по-русски, а нас - на американском английском. Потом про меня американцы даже сказали: "У него хороший австралийский акцент".

Я теперь очень изменился, стал шире, как видите. В 2007 году я приехал в Америку довольно плотненьким. "Нет, такой Алик мне не годится", - сказал Грибов. И за 15 дней я похудел на 10 килограммов. Каким образом? Не ел. Занимался в спортзале с одним негром, он меня так мурыжил, что я чуть не почернел. Наверное, артисту так и надо приказывать. Дайте мне хорошую роль - похудею!