Первые две недели учебного года большинство учителей тратят на повторение пройденного весной и на адаптацию ребят к занятиям после длинных каникул. В том числе проводят контрольные работы на сохранность знаний. Неутешительные результаты этих проверок часто заставляют родителей схватиться за головы и начать искать способ подтянуть своего ребенка по предметам, с которыми намечаются серьезные проблемы.
В цифрах это выглядит так. С репетиторами постоянно занимается 24% российских школьников. Причем в столице дополнительные уроки берут 43% учеников, а в селах России - только 13%. Вряд ли это связано с тем, что сельские школы лучше учат, - запросы семей и ожидания родителей, а также их возможности в крупных городах и в сельской местности сильно отличаются. Чаще всего ребятам требуются учителя иностранного языка (средний показатель по России - 12% всех школьников, в Москве - 31%), математики (12 и 18% соответственно) и русскому языку (9 и 16%). По остальным общеобразовательным предметам потребность в индивидуальных занятиях держится на уровне от 1 до 3%. Особняком стоит только литература - дополнительные преподаватели по этой дисциплине востребованы только у двух процентов выпускников, готовящихся к сдаче профильного Единого госэкзамена. Остальные школьники почти поголовно осваивают этот предмет самостоятельно.
Кроме того, родители именно выпускников ищут преподавателей по истории, физике и химии намного активнее, чем мамы и папы учеников средней школы. Среди всех одиннадцатиклассников этим предметами занимаются 15, 15 и 12% соответственно.
Окончить школу вообще без помощи репетиторов удается только 37% учеников. Приглашать преподавателей, чтобы они помогли ликвидировать провалы в знаниях и подготовить выпускника к сдаче Единого на хорошие баллы, вынуждены 57% семей.
Тем, кому для выпускных испытаний осталось еще несколько лет, частные преподаватели в первую очередь помогают усвоить школьную программу. Именно эту цель в 62% случаев поставили перед нанятыми репетиторами родители. Еще 37% пап и мам в первую очередь ориентируются на результаты промежуточных контрольных работ или текущей аттестации ребенка. И только в одном случае из пяти родители ребят хотели дать возможность своим детям научиться чему-то сверх обязательной программы. Обычно в этом случае речь идет об изучении иностранного языка.
В общем, как бы школа ни менялась и не повышала свою эффективность, самостоятельно справиться со своим образованием удается чуть более трети выпускников общеобразовательных учебных заведений. Особенно частные преподаватели востребованы в семьях старшеклассников, от которых ждут хороших результатов Единого госэкзамена.
Средняя ставка репетитора в Москве, по данным портала SuperJob, в конце прошлого учебного года, составляла около 1000 рублей. Дороже других обходились преподаватели по физике - до 1800 рублей в час и английского языка - до 1700 рублей в час. В регионах частные уроки стоят дешевле. Сами репетиторы признаются, что сейчас повышать плату за занятий не собираются. Логика простая: цены растут, заработок необходимо увеличить, но финансовые возможности большинства семей при этом только сокращаются. Поэтому вместо роста ставок им выгоднее набрать дополнительных учеников по прежним расценкам.