Затронут ли поправки инновационный бизнес?
Анатолий Аксаков: Надо иметь в виду, что практически каждый закон, проходящий через наш комитет, в той или иной степени касается инноваций в области предпринимательства. К примеру, принят закон, касающийся корпорации развития малого бизнеса. В соответствии с этим законом предусмотрены меры кредитной, гарантийной, информационной поддержки разных видов бизнеса, в том числе и инновационного. Принят закон, в соответствии с которым все госкомпании, либо компании, пользующиеся поддержкой государства, должны предоставлять информацию о крупных проектах, которые они собираются реализовать, и одновременно о перечне оборудования и машиностроительной продукции, которые они собираются использовать для их реализации. Большинство крупных компаний стремятся закупать достаточно продвинутые машины и оборудование для реализации проектов и задача правительства в соответствии с принятым законом, заключается в том, чтобы используя информацию о потребностях в машиностроительной продукции, оказать поддержку тем российским предприятиям, которые могли бы поставить ее.
Одним из ключевых направлений на этой сессии будет являться бюджет на следующий год. Сейчас сложная пора, и желание минфина секвестировать может ударить по тем направлениям, которые связаны с инвестициями, инновациями, поддержкой науки, технологичных сфер. Экономия на инновациях, в том числе в малом и среднем бизнесе, фактически приведет к снижению доходов, которые мы могли бы получить через некоторое время. Будем бороться, чтобы статьи по инновационному развитию были сохранены, по крайней мере, в рамках тех программ, которые были приняты ранее.
Поправки в закон о конкуренции в конечном итоге также поддерживают предприятия, занимающиеся инновациями?
Анатолий Аксаков: Поправки в том числе направлены на поддержку малого и среднего бизнеса и уменьшают количество проверок, часть из них фактически устанавливают мораторий на проверку. Причем мы считаем необходимым прописать мораторий на внеплановые проверки со стороны ФАС России для предприятий, у которых годовой оборот меньше 400 млн руб. без ограничения сроков. Таких предприятий в России десятки тысяч. У нас частенько поступают жалобы на активность территориальных органов антимонопольной службы по проверке малого и среднего бизнеса. Но теперь вводятся критерии отнесения хозсубъектов к сегменту предпринимателей, которые не могут похвастаться значительной рыночной силой. Их не признают доминирующими на товарном рынке, они не смогут попасть под запрет ограничивающих конкуренцию соглашений (кроме картельных) или под внеплановую проверку иначе как с согласия прокуратуры.
Но бывают ситуации, когда относительно небольшое предприятие может доминировать на рынке?
Анатолий Аксаков: Конечно. К примеру, прихватили рельсы, по которым могут поставляться составы с грузом, или кусок дороги, соединяющей трассы, и, имея такое доминирующее положение, приватизировав в свое время отрезок пути, выставляют шлагбаумы, начинают устанавливать высокие тарифы, а могут и диктовать, что товар не будет поставлен. В таких случаях в проекте Закона "О защите конкуренции" (четвертый антимонопольный пакет) предусмотрены исключения, и Федеральная антимонопольная служба может вмешиваться в ситуацию и пресекать злоупотребления. Этот же законопроект предусматривает правовые механизмы для урегулирования ситуаций, подобных синдрому "Пикалево", когда на локальном рынке возможно использование доминирующего положения для получения неадекватных преимуществ.
Будут ли распространяться поправки к закону на действия естественных монополий?
Анатолий Аксаков: Если организация занимается поставкой тепла или владеет электрическими сетями, она уже относится к субъектам естественных монополий. Даже если ее оборот не превышает 400 млн руб. в год, она в любом случае должна подчиняться антимонопольному законодательству и не доминировать на рынке.
Законопроектом предлагается исключить такое полномочие ФАС, как ведение реестра предприятий, имеющих на рынке долю в 35 и более процентов. Зачем?
Анатолий Аксаков: Сам реестр предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, ничего не дает. Тем более что доля участников на рынке постоянно меняется, через полгода он перестал доминировать, а в реестре, который висит в Интернете, предприятие числится как монополист. Это неправильно. Важны действия ФАС на злоупотребления и снижение административного бремени. При этом надо иметь в виду, что с 1 июля прокуратура ведет реестр проверок, в том числе и внеплановых. Если проверка не соответствует законодательству, а такое частенько бывает, когда антимонопольная служба внепланово вдруг появляется на пороге и никто не может это пресечь. Теперь прокуратура может отменить или опротестовать такую внеплановую инициативу. Но если необходимо провести внеплановую проверку, проявились злоупотребления, к примеру, сетевая компания требует от поставщика поставлять товар только в ее магазины, Федеральная антимонопольная служба должна обратиться в прокуратуру, получить ее согласие на проведение проверки. Предложенная норма как раз содержится в антимонопольном пакете, который в ближайшее время будет рассмотрен Госдумой.
Законопроектом предлагается убрать возможность ФАС получать сведения о размере выручки, расходов и активов хозяйствующих субъектов у налоговых органов. Почему?
Анатолий Аксаков: Мы против этого полномочия ФАС, считаем его избыточным. Дело в том, что законодательством РФ предусмотрена возможность получения данной информации в рамках межведомственного взаимодействия. Обращу ваше внимание и на тот факт, что в связи с выделением в законе о защите конкуренции сегмента предпринимателей, не обладающих значительной рыночной силой, в отношении них ограничивается и сфера действия Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ". Это касается освобождения от исполнения требований о размещении информации об отборе контрагентов, об определении цены договора поставки, об ограничении размера вознаграждения субъекта торговой деятельности. Речь идет и о сроках оплаты поставки, об иных антимонопольных запретах, включая ограничение на приобретение торговыми сетями дополнительных площадей.
Проектом поправок внесены изменения и в кодекс РФ об административных нарушениях. С чем это связано?
Анатолий Аксаков: Изменения в КоАП учитывают огромное количество нарушений, происходящих в процессе ведения торгов, продажи госимущества и заключения контрактов. Мы уточнили составы правонарушений и штрафы за них. За повторные правонарушения предлагается не штрафовать должностных лиц, а дисквалифицировать, лишая возможности продолжать заниматься такой профессиональной деятельностью. Бывают ситуации, когда одни и те же нарушители штрафы платят, а это для них порой небольшие суммы, но продолжают нарушать закон. Поэтому если ты заплатил штраф, тебе дали предупреждение, предписание антимонопольной службы, но ты продолжаешь нарушать, тогда уходишь с рынка. Таким образом, ФАС получила большие полномочия по пресечению злоупотреблений, а возможность дисквалификации может остановить потенциальных нарушителей, в том числе чиновников, от неправомерных действий.