По словам российского вице-премьера, председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Дмитрия Рогозина, в оборонке с 2011 года наблюдается устойчивая положительная динамика. Так, по итогам 2014 года производительность труда в авиапроме выросла на 15,3%, в ракетно-космической промышленности - на 8, в судостроении - на 11, в радиоэлектронике - на 21. Объемы выпуска продукции в целом по ОПК увеличились на 15,5%, но в основном за счет военной продукции. Именно поэтому сегодня правительство, наряду с обеспечением предприятий планами-графиками импортозамещения, предпринимает все меры по созданию и расширению рынков сбыта гражданской продукции. В частности, консолидированный заказ получили судостроители, на очереди - формирование единого рынка микрорадиоэлектроники.
Государственную программу вооружения (ГПВ) на 2016-2025 гг. планируется озвучить уже в декабре. По словам Дмитрия Рогозина, программа подразумевает переход к производству самых современных образцов вооружения и техники, поддержку НИОКР, создание опережающего технического задела и разработку спецматериалов, без которых невозможна инновационная продукция. За последние три года ее доля в общем объеме производства выросла на 10% и достигла 63%.
На сентябрь 2015 года объемы размещения ГОЗ составили 94%. Предприятия проавансированы на 74% от плана. И это на фоне довольно сложных явлений в экономике. Более того, несмотря на санкции, мы сохранили за собой второе место в мире после США по размерам военного экспорта.
- Чтобы конкурировать достойно на внешнем рынке, наш ОПК должен обеспечить не только привлекательную цену и стабильное качество продукции, но и быть эффективным с точки зрения организации производства. В решении этих вопросов немалую роль играет законодательство, - замечает Виктор Озеров, председатель Комитета по обороне и безопасности Совета Федерации.
Напомним, что поправки к ФЗ-275 о гособоронзаказе вступили в силу 1 июля 2015 года. Отдельные положения, в частности механизм межведомственного контроля за расходованием бюджета при размещении ГОЗ по линии минобороны, заработали 1 сентября. С 1 января 2017 года к военным присоединятся другие госзаказчики. По словам Сергея Довгучица, директора ФГУП ЦНИИ "Центр", перемены по своему содержанию революционны и пока воспринимаются директорами заводов с опаской. Их пугает появление новых субъектов надзора: Росфинмониторинга, Федеральной антимонопольной службы и уполномоченных банков, ограничение перекрестного финансирования. На самом деле новая система нацелена на обеспечение прозрачности расчетов и исключение нецелевых расходов.
Несмотря на то что с 1 сентября прошло очень мало времени, сделано уже довольно много. По данным замминистра обороны РФ Татьяны Шевцовой, около 3900 госконтрактов получили уникальные идентифицирующие номера, которые будут использоваться по всей цепочке расчетов. Головными исполнителями и участниками кооперации зарезервирован 9831 отдельный спецсчет в уполномоченных банках, по 135 прошли первые транзакции. Минобороны вместе с ЦБ РФ и минпромторгом открыли "горячую линию", где можно получить консультацию по новым условиям работы.
Информация от уполномоченных банков ежедневно поступает в единую электронную систему, действующую на базе Национального центра управления обороной РФ. Это позволяет определять фактический состав кооперации, мониторить соблюдение условий контрактов и стадии готовности продукции, корректировать политику авансирования. Сегодня только по линии минобороны промышленность проавансирована почти на 2 трлн руб. до 2020 года.
Промышленников настораживает отсутствие подзаконных нормативных актов. Из трех необходимых постановлений правительства до 9 сентября вышло только два (о типовых контрактах и порядке формирования кооперации головным исполнителем), еще более 20 документов должны подготовить министерства и ведомства. "Горячей линии" и обучающих семинаров недостаточно - нужны подробные инструкции, как формируется реестр кооперации, проводятся операции по спецсчетам и т.п.
- Когда поправки в закон о ГОЗ вносились в парламент, они были достаточно сырыми, и только консолидация делового сообщества и плотное сотрудничество госкомпаний с законодателями позволили достичь компромисса по большинству вопросов. В законе присутствует проблема избыточной детализации при предоставлении отчетов на всю глубину кооперации. Я считаю, достаточно вести реестр поставщиков 1-2-го уровня, а дальше - до гайки и болта - уже по запросу. Утопить военных аналитиков отчетами было бы неправильно. Думаю, ближайшие полгода - это время шлифовки закона, после чего в него могут быть внесены необходимые корректировки, - полагает Владимир Гутенев, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по промышленности.
Среди других озвученных проблем: отказ комплектаторов делить финансовую ответственность с головным исполнителем, особенно со стороны частного бизнеса, попытка диктовать свои условия авансирования. Также предприятия опасаются, что требование заключить все договоры кооперации до подписания госконтракта может затянуть размещение гособоронзаказа, и настаивают, чтобы ответственность за сроки несли все стороны договора, а не только исполнители.
- Следующий шаг за вводом межведомственной системы контроля за размещением ГОЗ - усиление ответственности за расхищение и нецелевое использование средств, выделяемых на исполнение контрактов. Соответствующий законопроект сейчас находится на рассмотрении. Это не признак недоверия работающим в ОПК, а профилактика, вытекающая из проверок Генпрокуратуры. Причем карать за срыв гособоронзаказа предполагается не только исполнителей, но и заказчиков, если те вовремя не предоставили техническое задание, не перечислили аванс и т.п., - говорит Ирина Яровая, председатель Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции.