Более чем из пятнадцати стран мира, включая Украину, в свете последних событий не проигнорировавшую российский фестиваль; особенно отмечая Грузию, в спецпрограмме "В фокусе - Грузия" представившую очень эффектную панорамную картину современного грузинского кино. Не забывая о Таджикистане с Узбекистаном, внимательно наблюдая за состоянием кинодел в Армении с Молдовой, с придыханием ожидая новых прибалтийский фильмов из Литвы и Латвии, и заканчивая Францией с Америкой, фигурирующих в совместных проектах.
За двадцать четыре года существования фестиваля на постсоветском пространстве уже научились, проявляя чудеса творческой дипломатии и преодолевая любые территориальные границы, блестяще обходить стороной любые межнациональные конфликты. "Киношок" вне политики, или же, из года в год, оказывается в самом ее эпицентре, рассказывает "Российской газете" генеральный директор фестиваля, актриса Ирина Шевчук.
У фестиваля хорошие друзья: Сергей Нарышкин - председатель оргкомитета, Григорий Ивлиев, Елена Драпеко, врио губернатора Краснодарского края Вениамин Кондратьев, мэр Анапы Сергей Сергеев…
Ирина Шевчук: Они даже не то, что старые друзья, а люди, которые понимают, что необходимо все-таки сохранить это пространство. Мы же его теряем катастрофически. Сейчас беда с Украиной, просто ужас охватывает... Я не говорю, что наш кинофестиваль - единственная панацея от всех бед, которые происходят в политике и в экономике. Но это хотя бы какая-то попытка сохранить сообщество наших бывших союзных республик. И двадцать четыре года мы это делаем. Как ни сложно, как ни трудно бывает. Может не приехать делегация, потому что люди боятся, что они рискуют потом напороться на большие трудности у себя в стране. Но фильмы всегда дают, - никогда не бывает отказа. Даже в прошлом году в самый острый момент у нас украинская картина получила один из главных призов. И как они этому радовались!
Я не говорю, что я такой великий политик. Просто я сама родилась в России, и прожила какое-то время на Украине. Для меня не существовало межнациональной разницы. И я не понимаю, что происходит сейчас - для меня это обидно и больно. Я не понимаю вообще, что происходит с людьми, и что происходит с кинематографическим сообществом. Когда всем трудно, надо объединяться, надо помогать. А не толкаться локтями, давать под зад коленом или нож в спину вставлять. Сейчас идет 24-ый фестиваль. К юбилейному мы все равно дойдем, 25-й "Киношок" проведем, а дальше будем думать, что делать. Потому что мы вне политики, но мы все равно зависим от того, что происходит в мире. Никуда от этого мы деться не можем.
В самый сложный период отношений с Грузией на "Киношоке" показывали грузинские фильмы и встречали их создателей. Сейчас история повторяется с украинскими делегациями. Миротворческая миссия "Киношока" задумывалась изначально?
Ирина Шевчук: Когда мы начинали, мы это делали, потому что не просто любили кино, - я хотела, чтобы сохранилась моя актерская профессия в 90-е годы, когда все разрушилось. Ни фильмов, ни съемок, - деньги собирали по крохам, и я с ужасом думала, боже, неужели я никогда не буду сниматься, неужели никому больше не нужен театр? Тогда меня двигало желание сохранить свое любимое дело.
То есть политические акценты были расставлены со временем. Есть опасения, что в этом году на "Киношоке" они будут звучать слишком отчетливо?
Ирина Шевчук: Такие опасения всегда есть. Все зависит от того, что представлено на экране, и как это прочитают наши зрители, киноведы, пресса. К открытию мы приготовили очень не простую, острую картину "Мы, братья…" по белорусской теме; она хорошо снята, но она как раз скорее уводящая в политику, чем в споры о творчестве. Понимаете, чтобы не заниматься политикой, чтобы она нигде не появилась, надо брать детские сказки. Да и детские сказки сегодня приобретают свои политические смыслы.
И даже на фестивале мультфильмов можно обнаружить особый подтекст. Взять ту же "Красную шапочку", как раньше спрашивали: а почему она красная? А что вы имели в виду?
Ирина Шевчук: Все наши сказки - сплошные ужастики. Маленьким ты это не осознаешь, а когда взрослеешь, то понимаешь: там съели колобка, тут чуть Красную шапочку не съели вместе с бабушкой, где-то утопили царя в горячем молоке… Наши сказки - это подготовка к взрослой жизни детей. Теперь я это отчетливо понимаю, а в детстве никогда не задумывалась. В том же "Волшебнике Изумрудного города" все правильно рассказано, что мозги нужны, и не обязательно их искать - они появляются тогда, когда человек набирает опыта.
Да, на "Киношоке" мы вне политики, но кино никогда не может находиться в стороне от происходящих событий. И было бы странным, если бы в фильмах не было второго, третьего плана - тогда это было бы уже не кино, а иллюстрация или фотография…