В последние годы в стране сложилась многоуровневая система закупок как на федеральном, так и на региональном уровнях. Раз в полгода проходят сотни, если не тысячи, торгов разного масштаба. Препараты на конкурсной основе закупают медучреждения, уполномоченные компании, минздравы и департаменты здравоохранения и т.п. В торгах участвуют как компании-производители, так и дистрибьюторы - крупные и мелкие. Часто цепочки посредников накручивают цены. Переход на централизованные закупки может изменить ситуацию на рынке.
- Я однозначно и всегда был за эту идею, - заявил "РГБ" президент Национальной фармацевтической палаты Александр Апазов. - Ее преимущества известны еще с советских времен. Такие закупки позволяют снизить цены как минимум на 10%, а то и больше. Ведь федеральные закупки осуществляются по зарегистрированной государством цене, а в регионах к ней добавляется оптовая наценка - от 7 до 40%. Но когда государство выбирает единого поставщика, это неправильно. Должна быть нормальная конкуренция.
- В системе централизованных госзакупок есть как плюсы, так и минусы, - считает генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей (АРФП) Виктор Дмитриев. - Несмотря на единое законодательство, в региональных закупках фактически существует 85 разных схем приобретения препаратов. Единый механизм станет более понятным, установит одинаковые правила для всех. Еще одно преимущество - организовать одни торги, пусть даже более масштабные, значительно дешевле, чем 85 разных. При этом опт увеличивается, и цена контрактов будет снижаться, как и нагрузка на бюджет. Однако есть вопрос, который беспокоит производителей. Если раньше компания проигрывала тендер в одном регионе, то у нее была возможность выиграть его в другом. При централизованной системе закупок если тендер проигран, то возможность снова выйти на торги представится в лучшем случае через полгода. С другой стороны, контролировать одни торги всегда легче. На мой взгляд, плюсов будет больше.
- Конечная цена на один и тот же препарат в различных регионах может отличаться в 30 раз, и эта проблема актуальна как для розничной сети, так и для системы госзакупок, - констатирует заместитель генерального директора компании "Рафарма" Александр Агеев. - Мы считаем, что усилить госконтроль за ценовой политикой дистрибьюторов и аптечных сетей целесообразно. Отечественные фармпроизводители и так находятся в рамках жесткого госрегулирования. Порядок изменения цены и прибыль регламентированы правилами госрегистрации предельных отпускных цен производителей на препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, и не могут изменяться чаще, чем один раз в календарный год. Централизация госзакупок лекарств, а затем и введение системы госзаказа напрямую производителю могли бы стимулировать развитие отечественного фармпроизводства и повысить доступность лекарств для населения.
- В практике закупок велика роль коррупционной составляющей, - напоминает заместитель директора Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава России профессор Фарит Кадыров. - Централизация закупок могла бы сократить ее. Кроме того, имело бы смысл вернуть закупки орфанных препаратов, которые передали регионам, на федеральный уровень - это позволило бы существенно экономить средства. 44-ФЗ предполагает возможность передачи прав на закупки единому заказчику - и это была разумная мысль, многие регионы пошли по этому пути. Но, с другой стороны, когда есть единый поставщик, он может не справиться с объемами поставок или не обеспечить весь ассортимент лекарств - такие примеры тоже есть.
- Мы можем рассчитывать, что консолидация полномочий на проведение закупок лекарств и фармацевтического оборудования в руках одного отраслевого ведомства позволит минимизировать затраты на организацию самого процесса закупок и снизить стоимость госконтрактов, - рассуждает президент группы компаний "Фармконтракт" Сергей Быковский. - От сокращения числа управленцев, специализирующихся на заключении договоров, бюджет выиграет какую-то сумму, однако за безликим словом "управленцы" скрыты судьбы сотен и тысяч людей, на обучение которых региональные учреждения потратили существенные суммы, а сами люди окажутся просто выброшенными. То есть государственные, муниципальные инвестиции окажутся напрасными.
- Сегодня нет общей политики по лекарственному обеспечению ни на уровне региона, ни на уровне тех организаций, которые приобретают препараты на бюджетные средства по своему усмотрению, - подчеркивает генеральный директор компании BIOCAD Дмитрий Морозов. - Поэтому нередки ситуации, когда одни и те же препараты в разных частях страны закупают по ценам, порой отличающимся друг от друга в десятки раз. Переход на централизованную систему закупок, на мой взгляд, является наиболее правильным решением. Это позволит сконцентрировать финансовые ресурсы и эффективно управлять расходами региона на лекарственное обеспечение. Централизацию закупок прежде всего необходимо провести на уровне региональных минздравов, в том числе с изъятием таких прав у подведомственных организаций.
Такое разнообразие мнений показывает, что сама проблема не является однозначной. Регуляторы, профессиональное сообщество, эксперты здравоохранения и фармрынка, ассоциации пациентов и врачей должны выработать консолидированные решения, чтобы не создать новых сложностей в чувствительной социальной сфере и бизнесе.