Взять хотя бы поход по арктическим морям отряда боевых кораблей Северного флота. Он начался еще в середине августа и во многих смыслах является уникальным. За несколько месяцев моряки пройдут по Северному морскому пути и отработают по маршруту целый ряд учебно-боевых задач, в том числе - на полярном побережье. Для чего экипажи кораблей впервые усилили солдатами, офицерами и штатной техникой арктической мотострелковой бригады.
Во вторник это "войско" адмиралы опять же впервые использовали в качестве морского десанта. Пехота вместе со штатным вооружением и техникой высадилась на остров Котельный с больших десантных кораблей "Георгий Победоносец" и "Кондопога". По сценарию учения, на побережье мотострелкам пришлось сразу вступить в бой, а для их прикрытия в воздух подняли два палубных вертолета Ка-27.
Затем был марш 230 военнослужащих вглубь острова к месту развертывания базового лагеря. Этот путь они, в том числе, проделали на двухзвенных снегоболотоходах ТТМ-4902ПС-10 и многоцелевых тягачах МТ-ЛБВ. А еще впервые в суровых условиях Крайнего Севера пехотинцы использовали квадроциклы. Все это колесно-гусечное хозяйство, стоящее на вооружении арктической бригады, солдаты применят еще не раз, в том числе - на завершающем этапе учения, когда вместе с моряками будут отражать вражеское нападение на Новосибирские острова.
Специальная техника, которую промышленность разрабатывает и выпускает для полярных подразделений, - предмет особого разговора. По словам замглавы военного ведомства Дмитрия Булгакова, до конца нынешнего года арктическая группировка примет на вооружение 15 видов колесных и гусеничных машин - транспортеры, армейские снегоходы, в том числе с кабиной и санями, многоцелевые автомобили и т.д.
Всю эту технику предварительно испытали в условиях низких температур и повышенной влажности. Проверку за Полярным кругом, в частности, прошел новый вездеход "Трэкол". Эта машина за счет использования шин сверхнизкого давления обладает чрезвычайно высокой проходимостью - эластичные колеса огибают препятствия, уменьшая сопротивление. По утверждению разработчиков, "Трэкол" может передвигаться даже по воде, поэтому без особых проблем выберется из полыньи.
На испытания были также выставлены новые квадроциклы, способные трое суток работать при температуре - 50 градусов. Хорошо показали себя в Арктике и снегоболотоходы ГАЗ-3351, ТТМ-3П и ДТ-3П. Между прочим, гусеничный ГАЗ может перевозить 16 человек или 2,5 тонны грузов. А плавающий броневик ДТ-3П специально создавали для езды в тех местах, где нет дорог, а есть только направления. Даже там транспортер может развить скорость 60 км в час и без остановки двигаться 700 километров.
Для военных машин в Заполярье ученые также создали новые виды топлива и масел. По словам генерала Булгакова, они обеспечивают безотказную работу техники при температуре до - 70 градусов и позволяют с пол-оборота заводить автомобили.
Гендиректор "Уралвагонзавода" Олег Сиенко сообщил, что по заказу Минобороны его предприятие разрабатывает тягачи, готовые нести на платформах инженерную технику и пушечное и ракетное вооружение вплоть до зенитных систем С-300. Новые машины будут работать при экстремально низких температурах, плавать, преодолевать броды и расчищать ледяные торосы.