14.09.2015 20:06
    Поделиться

    Вневедомственная охрана уйдет с большинства постов с 1 ноября

    Вневедомственная охрана уйдет с большинства постов только с 1 ноября. Это делается, напомним, в рамках оптимизации штата МВД. Однако, как выясняется, отпускать полицейских руководители тех учреждений, которые сейчас ими охраняются, вовсе не хотят. Первыми забили тревогу директора музеев, госархивов и крупных библиотек. И их позицию поддержал министр культуры Владимир Мединский.

    Сегодня в СМИ прошла информация, что письма в МВД с просьбами не убирать вневедомственную охрану из банковских расчетно-кассовых центров и с гидроэлектростанций направили и руководители Центробанка, и Федерального агентства водных ресурсов.

    Сейчас на договорной основе объекты Центробанка охраняют около 9 тысяч сотрудников МВД. Полицейские защищают вычислительные центры, обеспечивающие функционирование самых разных платежных систем. А также расчетно-кассовые центры, в которых хранятся золотовалютные резервы ЦБ, резервные фонды и практически весь запас драгметаллов.

    Часть этих объектов Банк России считает системно значимыми, поскольку от их бесперебойной работы зависит вся деятельность ведомства.

    В связи с этим Банк России просит МВД оставить охрану хотя бы на 30 самых важных объектах, для чего понадобится 960 полицейских.

    В своем обращении чиновники агентства водных ресурсов просят сохранить полицейскую охрану, в частности на гидротехнических сооружениях. Просьбу они обосновывают необходимостью предотвращения диверсий и нападений, прежде всего на юге страны, где сложная криминогенная ситуация.

    Ранее с аналогичной просьбой в МВД обратилось министерство культуры. Отдавать музеи, галереи и библиотеки, где хранятся исторические ценности, под ответственность частных охранных предприятий музейщики побаиваются.

    Напомним, с 1 ноября текущего года из 3,5 тысячи действующих стационарных постов главного управления вневедомственной охраны МВД останутся лишь 262 поста. Сокращение будет проведено в рамках объявленного сокращения общей численности органов внутренних дел на 10 процентов, примерно до 1 млн человек. Наибольшее количество должностей - свыше 43 тысяч из примерно 110 тысяч сокращаемых - приходится именно на вневедомственную охрану.

    Стационарных постов лишатся многие ведомства, банки, объекты культуры. Предполагается, что их защитой займутся ФГУП "Охрана", ЧОПы и ведомственные охранные подразделения. "Живую" охрану полиция оставит лишь на объектах, которые правительство отнесет к критически важным.

    В МВД, по данным "РГ", к опасениям всех ведомств относятся очень серьезно. С министерством культуры уже создана совместная рабочая группа для решения наболевшего вопроса. Правда, как поделился в разговоре с "РГ" источник в полиции, минкультуры пока не прислало в нее своих представителей.

    Также в МВД подчеркивают, что ни один из перечисленных объектов полицейские не бросают на произвол судьбы, а лишь снимают пост охраны, на котором должен постоянно находиться сотрудник. Взамен "живых" постов во всех музеях, библиотеках и других объектах обязательно появятся пульты с "тревожными кнопками". Количество патрулей, выезжающих на срабатывание сигнализации, при этом не снизится. При необходимости полицейские через несколько минут будут на месте.

    Еще один аспект, о котором не говорят напрямую, - это стоимость услуг по охране. Дело в том, что вневедомственная охрана - это не только надежно, но и недорого. Стоимость охраны у ЧОПов, как правило, в 3-4 раза выше. Это означает, что всем заинтересованным ведомствам с 1 ноября придется искать дополнительные средства на обеспечение охраны своих учреждений. А в этом они вовсе и не заинтересованы. Поэтому сейчас по Интернету и даже по некоторым газетам начинают гулять страшилки о том, как уход вневедомственной охраны приведет к терактам, диверсиям и даже наводнениям с многотысячными жертвами.

    Хотя достойная замена вневедомственной охране есть, и об этом практически все знают. При МВД более 10 лет успешно работает государственное предприятие - ФГУП "Охрана". Костяк этого госпредприятия состоит из бывших полицейских. Поэтому охрана со стороны "фгуповцев" нисколько не будет уступать по качеству "вохровской". Но тут опять же встает вопрос денег, услуги ФГУПа стоят дороже.

    Вместе с тем именно ФГУП "Охрана", как планируется, возьмет на себя большинство объектов, с которых уйдут полицейские. И такой вариант устроит обе стороны - чиновники получат в охранники опытных профессионалов от полиции, а МВД - место для трудоустройства пенсионеров и сокращаемых сотрудников.

    "Мы разослали во все учреждения культуры письма, где предложили воспользоваться с 1 ноября услугами ФГУП "Охрана", - рассказал "РГ" официальный представитель предприятия Валерий Грибакин.

    Ограбление на 90 миллионов долларов

    Как были украдены сокровища Патриаршей ризницы Московского Кремля

    Как только музейные хранилища оказываются без должной охраны, они тут же попадают в группу риска. Послереволюционная неразбериха, царившая на территории Московского Кремля зимой 1918 года, и отсутствие должной охраны привели к тому, что воры смогли беспрепятственно проникнуть в Патриаршую ризницу и вынести оттуда все самое ценное.

    Кража из Патриаршей ризницы Московского Кремля - многие называют ее кражей века - была обнаружена 30 января 1918 года (12 февраля по новому стилю). Грабителей задержали спустя две недели, но вернуть все похищенные сокровища так и не удалось.

    Современники так описывают зимние послереволюционные дни варварски разгромленного Московского Кремля. Тротуары, мостовые и площади покрыты жижей грязного снега, во дворах стоят огромные сугробы с человеческий рост. В самых неожиданных местах лежат большие штабели дров, необходимые для отопления многочисленных помещений. По всей территории Кремля с утра до позднего вечера бродят толпы людей: никто не знал, кто были эти люди и что им тут нужно. Должная охрана памятникам и хранилищам Кремля явно не обеспечивалась. Чем и воспользовались братья Константин и Дмитрий Полежаевы, члены известной банды Полежаевых (отец и мать были скупщиками краденого, а трое их сыновей - профессиональными ворами). Они нашли способ попасть в Патриаршую ризницу, собрали все самое ценное в течение 8 дней и вывезли из Кремля на подводах. Среди украденных вещей - Евангелия XII века и 1648 года (в окладе с бриллиантами), золотая чаша весом 15,4 килограмма, драгоценные панагии и кресты. Всего было украдено сокровищ на сумму 30 миллионов золотых рублей (по современному курсу - около 90 миллионов долларов).

    Согласно документам "30 января 1918 года Патриарший ризничий, разводящий, подрядчик Кулаков, келейник ризничего и два мастера, войдя в Патриаршую ризницу, нашли, что из нее через пролом окна и железной ставни в углу у столпа Бориса Годунова (колокольня Ивана Великого. - Прим. ред.) оказалось похищенным все самое ценное в Ризнице, в огромном количестве оставшееся незарегистрированным... Оставшиеся в Ризнице вещи разбросаны, испорчены и переломаны". Этот акт подписан членами комиссии по охране памятников искусств и старины, в частности архимандритом Арсением и хранителем Оружейной палаты Трутовским.

    Примечательно, что еще 24 мая 1910 года специальная комиссия осматривала Патриаршую ризницу и установила, что ее помещение "небезопасно". В архивах Московского археологического общества сохранился документ, согласно которому ненадежными были признаны два окна на южной стороне колокольни, обращенные к Царь-колоколу. А так называемые тепловые каналы и каналы обратной тяги, проходящие в стенах здания, комиссия признала "вполне доступными для проникновения злоумышленников через камеру печи или через приточный канал снаружи". Тогда комиссия предложила выставлять пост под окнами ризницы и Царь-колокола, а тепловой и приточный каналы заделать стальной решеткой. Меры приняты не были, чем спустя 8 лет в "смутное время" и воспользовались грабители.

    Сохранился и черновик доклада комиссии по охране предметов Синодальной ризницы в Московскую контору Синода за 1908 года, в котором предлагалось создать комиссию, отвечающую за сохранность вещей. А в проекте правил хранения предметов рекомендуется хранить сокровища в запираемых и опечатанных шкафах и витринах и не открывать их для посетителей. К рисованию и фотографированию ценностей допускались только "благонадежные посторонние лица", записанные в специальном журнале.

    После ограбления вышло распоряжение принять на довольствие 128 человек охраны музеев и собрания художественно-исторических ценностей Московского Кремля. В июле того же года начала работать комиссия Государственного контроля по проверке ценностей Московского Кремля.

    Часть украденных из Патриаршей ризницы сокровищ была возвращена в Кремль, в Оружейную палату. Но судьба многих реликвий так и осталось неизвестной. Среди них Митра (корона) патриарха Никона, Саккос (мантия) первого русского патриарха Иова и драгоценный посох митрополита Петра. Охотники за кладами предполагают, что в ограблении были замешаны не только воры-рецидивисты, но и сильные мира сего того времени. Кто-то предполагает, что в нем могли быть заинтересованы монархисты, желающие уберечь церковные драгоценности от большевистской национализации. Другие считают, что к краже века были причастны анархисты, которым были необходимы деньги для вооружения своих отрядов. Искатели до сих пор пытаются открыть тайну того ограбления.

    Подготовила Наталья Лебедева

    Поделиться