Волгоградская область будет зарабатывать на мусоре

С нового года в России вступают в силу изменения в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления". Регионы получат дополнительные инструменты для того, чтобы выстроить экономически целесообразную систему обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Но уже сейчас, на этапе подготовки к приему полномочий, в Волгоградской области нашли возможность привлечь в проблемную отрасль инвестиции, не напрягая бюджет обязательствами и гарантиями, а население - высокими тарифами. По словам экспертов, опыт Волгоградской области можно экстраполировать на все российские регионы.

- При выстраивании системы стоит обратить внимание на два вопроса, от которых зависит ее эффективность, - говорит руководитель комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области Полина Вергун. - Во-первых, нужна такая модель размещения полигонов для отходов, при которой общий тариф за счет правильно подобранной техники и грамотной логистики будет минимальным. Во-вторых, нужно правильно подобрать метод привлечения инвестиций. Как показывает практика, в большинстве регионов объекты либо строятся за счет бюджета и затем передаются в аренду, либо применяется механизм концессии.

По мнению Полины Вергун, концессия на определенном этапе стала выходом из ситуации, хотя и обременительным и для власти из-за необходимости госгарантий, и для населения - из-за повышения тарифа. Тем не менее она позволяет обезопасить инвестиции от непредвиденного риска, вызванного бессистемным строительством объектов. Но эффективнее привлекать инвестиции без гарантии бюджета.

Так, в регионе проанализировали баланс отходов, определили необходимое число объектов для размещения ТКО и подготовки вторсырья, разработали и утвердили схему полигонов по кластерному принципу. Из этих двух документов инвесторам стала понятна логика власти и правила игры по обращению с отходами.

Сегодня из шести необходимых для Волгоградской области полигонов построено и эксплуатируется два, три находятся на стадии проектирования и строительства с вводом в эксплуатацию до середины 2016 года. Еще один - в фазе определения инвестора.

В проекты уже вложено 830 миллионов рублей, а общий объем планируемых инвестиций до 2017 года составляет 2,3 миллиарда рублей с учетом ввода сортировочных мощностей.

Изменения в федеральном законодательстве предусматривают, что с нового года все субъекты РФ должны принять территориальную схему обращения с отходами. Она дает инвесторам возможность планировать доход, у них не возникает неопределенности по поводу возврата средств, а у государства - необходимости предоставлять бюджетные гарантии под привлеченные инвестиции, как в случае с концессиями. Кроме того, такой механизм должен стимулировать конкуренцию на рынке отходов: чтобы занять определенный сегмент, предпринимателям необходимо предложить самый низкий тариф.

- В Волгоградской области оптимально использовать классическую сырьевую стратегию: подготовку вторсырья к последующей переработке, с дооснащением полигонов сортировочными мощностями, - говорит Полина Вергун. - А различные технологии мусоросжигания (как с выработкой электроэнергии, так и без нее) слишком дороги, есть смысл применять их лишь в исключительных случаях: при дефиците земельных ресурсов, высокой плотности населения и невозможности вывоза ТКО в близлежащие регионы.

Особое внимание, по мнению экспертов, необходимо уделить снижению себестоимости отбираемого вторсырья, так как от этого зависит размер бюджетных дотаций. Достичь удешевления можно, во-первых, с введением раздельного сбора ТКО, разделять бытовой мусор хотя бы на две части - органическую и неорганическую. Во-вторых, применять оптимальные сортировочные мощности. В-третьих, конечно же, важна логистика движения отходов от места сбора до пункта конечной переработки. И прежде чем планировать строительство новых мощностей, перерабатывающих вторсырье в конечный продукт, необходимо проанализировать, какие предприятия могут уже сегодня на своих мощностях использовать вторсырье и стать переработчиками. Например, волгоградский завод по производству стройматериалов пока закупает облицовочный картон за рубежом. Однако руководство корпорации приняло решение в 2016 - 2017 году установить на заводе картоноделательную машину.

- Считаем, если в регионе станет работать система обращения с отходами, то таким предприятиям, как наше, будет проще договориться о регулярных поставках определенных объемов и качества вторсырья по разумной стоимости, - говорит генеральный директор управляющей компании "ВОЛМА" Владимир Овчинцев. - В связи с этим для нас становится экономически целесообразной установка линии переработки.

Что касается новых технологий переработки, то бизнес сегодня интенсивно ищет способы получить дешевое сырье.

- Поправки в федеральном законодательстве обязывают операторов отбирать вторсырье, поэтому интерес бизнеса к эффективным технологиям переработки заметно растет. В этой связи для российского научного сообщества открывается широкое поле для совместной с бизнесом практической деятельности в сфере обращения с ТКО, - считает генеральный директор Академии коммунального хозяйства имени Памфилова Руслан Качаев.

Удастся ли вывести одну из самых проблемных отраслей в разряд эффективных, где взаимодействие всех участников процесса - и власти, и бизнеса, и населения - основано на экономической заинтересованности, покажет время.