- У нас, видимо, так люди устроены: для любого качественного изменения в экономике нужен аврал. Пока все хорошо, мы худо-бедно работаем и никакие проблемы не решаем. Начинаем думать только тогда, когда других вариантов не остается, - шутливо говорит директор московской компании, занимающейся продажей металлообрабатывающего оборудования. - Признаюсь, за последние полгода мы пока не увеличили продажи, зато выросло количество обращений из многих российских регионов. В том числе с из Краснодарского края, Ростовской и Волгоградской областей. Это хороший знак. Значит, предприниматели готовы инвестировать в промышленность.
- Советский опыт доказал, что мы способны обеспечить себя самыми современными станками и оборудованием, отвечающим требованиям не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Правда, тогда была допущена системная ошибка - приоритет отдавали отдельным отраслям, таким как оборонная или атомная промышленность. В них Россия до сих пор один из мировых лидеров. Зато в сегменте потребительских товаров действительно отстали, - считает глава "ВертолЭкспо" Сергей Шамшура. - Сейчас громко заговорили о промышленной безопасности России. И это не конспирологическая теория, а самая настоящая реальность. Я знаю примеры, когда сломавшееся в России иностранное оборудование их инженеры чинили через Интернет. Это значит, что теоретически эти станки они могут также в любой момент перенастроить или отключить. Поэтому на первом этапе импортозамещения российские заводы должны развиваться за счет трансфера передовых технологий.
Шамшура признал, что обострение политической конфронтации с Западом стало своего рода триггером, который заставил быстрее заниматься импортозамещением. Впрочем, к этому и шло: новый федеральный закон о промышленной политике принят еще в 2014 году. Он позволяет предоставлять налоговые льготы и преференции новым комплексным проектам, вводит механизм возвратного финансирования долгосрочных займов на конкурентоспособных условиях, новые принципы субсидирования НИОКР и так далее. А в июле 2015 года в первом чтении принят проект областного закона "О промышленной политике в Ростовской области".
Как отметил региональный министр промышленности и энергетики Михаил Тихонов, до этого Ростовская область не имела комплексного законодательного акта, регламентирующего отношения между субъектами, ведущими деятельность в этой сфере. Основным компонентом регионального развития промышленного комплекса области должно стать создание и развитие индустриальных парков и промышленных кластеров, говорится в законопроекте. Правда, документ вызвал неоднозначную реакцию у экспертного сообщества.
- Сегодня необходимо делать ставку не на промышленные кластеры или технопарки (это уже заведомо устаревшие решения), а на людские ресурсы. Если на уровне муниципалитета, региона есть критическая масса компетентных специалистов, давайте соберем кластер вокруг них, а не вокруг каких-то старых "промышленных монстров", - говорит ректор Института управления, бизнеса и права Имран Акперов. Руководители многих промпредприятий также говорят, что им проще построить завод с нуля в чистом поле, чем присоединяться к устаревшим коммуникациям.
- Систему господдержки промышленных предприятий тоже нужно менять. Сегодня субсидии идут точечно по заводам. Отдельные получатели средств оказываются в заведомо более выигрышном положении, чем те, кому помощи не досталось. Большинство остаются недофинансированными, - добавляет директор по качеству и приемке продукции ЗАО "КОМЗ-Экспорт" Алексей Городнянский. - На мой взгляд, было бы эффективнее направлять эти средства ресурсникам. Но с тем условием, что на эту сумму предприятия такой-то отрасли получат скидку. Сейчас в структуре себестоимости южнороссийских промтоваров электричество, газ и тепло занимают до 60 процентов. Если заводы получат преференции, они смогут снизить себестоимость. Это мгновенно увеличит конкурентоспособность. Они получат больше преимуществ перед иностранными компаниями и на равных смогут бороться за клиентов внутри России и на зарубежных рынках.
То же самое с кадрами.
- Конечно, спрос рождает предложение. Будет достойная работа, пойдут люди. Но сейчас нужен качественный рывок, - говорит замглавы Союза работодателей Ростовской области Виктор Нетесанов.
Живой пример - Азовская швейная фабрика. Успешный коммерческий проект. Компания готова наращивать производство, но нехватка квалифицированных рабочих сдерживает развитие. Здесь трудятся 200 человек, предприятие работает в одну смену, хотя и заказы и площади для расширения производственных мощностей есть.
Ранее готовившие швей-мотористок техникумы, профессионально-технические училища были закрыты в 1990-х и начале 2000-х, признают в правительстве области. Сейчас с дефицитом специалистов сталкиваются все без исключения промышленные компании.
Проблему решают по-разному. Такие промышленные гиганты, как Ростсельмаш или Роствертол, например, еще много лет назад открыли свои собственные программы образования и переучивания сотрудников. Компании поменьше заказывают специалистов на стороне, в том числе в вузах и научных учреждениях.
На юге России можно насчитать десятки примеров успешных промышленных производств, говорит заместитель министра экономического развития Ростовской области Владислав Есин. Вполне вероятно, скоро к ним прибавится еще дюжина новых. Как сообщили на XI Промышленном конгрессе юга России 10 сентября, Новочеркасский электровозостроительный завод получит деньги на реализацию проектов импортозамещения. Накануне Фонд развития промышленности РФ одобрил первую заявку от промпредприятия из Ростовской области. Всего же от донских заводов получено 28 заявок. Из них десять уже находится на комплексной экспертизе.