Если переиначить известную фразу Фаины Раневской, то: "издать плохую книгу - это то же самое, что плюнуть в вечность". В последнее время с тихой тревогой отношусь к коллегам, которые решили выпустить книгу из газетного, опубликованного, самоуверенно обращаясь с вечностью. Но.
Большинство монологов, которые вошли в книгу "Исповеди от маршала до балерины", были опубликованы в газете. И я настоятельно советовала Саше Ярошенко издать их отдельной книгой. Почему?
Это не просто книга. Это книга-секрет: как человек, живущий на краю страны, на самом Дальнем Востоке, в 700 метрах от китайской границы, с блеском справляется с работой интервьюера столичных "звезд". У Саши редкий талант слушать и слышать, уважать и уважить, понять и принять.
"В последнее время я чаще смотрю в окно, чем в зеркало", говорил ему великий литовец Банионис в своем последнем интервью. Его герои исповедально честны при всех поворотах и переворотах. Не только женщины - Валентина Талызина, Нонна Мордюкова, Светлана Крючкова, которая написала замечательное предисловие к книге, но и великие мужчины: Дмитрий Язов, Алексей Петренко, Александр Ширвиндт... Они безоговорочно дают качественные свидетельства о переменчивой и бурной эпохе, хотя рассказывают вроде только о себе. Они рады принять его в своих московских квартирах, встретившись однажды на фестивале "Амурская осень". (Это москвичи-то, про которых не зря говорят: когда они к нам приезжают, они у нас в гостях, когда мы в Москву приезжаем - они опять у нас в гостях). В случае с Ярошенко работают иные правила, точнее исключения.
Впрочем, сам Саша - профессиональное исключение при всем его облике простого парня, совсем и всем своего.
...Однажды на стажировку в Москву, в редакцию "Российской газеты" приехал новый собкор из Благовещенска. Случай типичный. В отделе "Общество" тут же получил задание написать комментарий к свежей статистике по суицидам. Срочно в номер. Дежурное задание. Конвейер новостей, круговорот людей. Потом читаю уже на полосе маленькую заметку, подписанную Александром Ярошенко. Я и сейчас ее помню. В 60 строчках - отчет и повесть про родную амурскую деревню Отважное, где на сельском кладбище лежат все знакомые жертвы страшной национальной болезни. Он потрясающе рассказал свою "некраденую жизнь". На утренней планерке прошу запомнить эту фамилию - Ярошенко. (Спасибо Саше, он ни разу не дал повода о том пожалеть).
Ярошенко много раз приглашал приехать на фестиваль "Амурская осень", одним из отцов-основателей которого является. Наводнение в Приамурье стало главным поводом для командировки. Мы поехали с ним в затопленное Гродеково, одержимые идеей реально помочь хоть одной семье. На собранные в редакции "РГ" деньги решили купить корову и к ней еще машину сена. (Кстати, Саша по образованию - зоотехник, а первая запись в его трудовой книжке - дояр 4-го отделения). Как легко с Сашей работать! Его узнают все. Ему доверяют. Газете - респект, но и ТВ, где он ведет цикл передач, сегодня великая сила. Потом мы ездили в Харбин, где ждало еще одно потрясение. Оказывается, он дружил со всеми последними русскими в этом китайском городе и провожал их в последний путь.
На православном кладбище в чужом далеком городе он ориентируется как в своем печальном саду. В облдрамтеатре в Благовещенске идет пьеса по его харбинским очеркам, и он там играет самого себя - журналиста Александра Ярошенко. И получает даже какую-то символическую приплату как актер 2-й категории. Я мысленно поздравляю всех героев этой книги. Действующим лицам повезло на исполнителя. Думаю, что хорошо пишет не только тот, кто хорошо думает, но и тот, кто сильно и честно чувствует.