Стоит отметить, что эта новация несколько запоздала с табаком, поскольку принятый пакет антитабачных законов уже запретил рекламу сигарет. С алкоголем - другой разговор.
В пояснительной записке сказано, что, по оценкам Всемирной организации здравоохранения, опасный для здоровья уровень потребления чистого алкоголя - 8 литров на человека в год. В нашей же стране на каждого, включая младенцев, приходится около 18 литров чистого алкоголя. Один литр сверх нормы сокращает жизнь у мужчин на 11 месяцев, у женщин - на 4.
Смертность от причин, связанных с употреблением алкоголя, остается высокой. Это алкогольная кардиомиопатия, случайные отравления, болезни печени, хронический панкреатит. От болезней, связанных с употреблением алкоголя, ежегодно умирает 600-700 тысяч человек. Среди всех умерших почти треть приходится на трудоспособных россиян, из них 80 процентов - мужчины, подсчитали авторы проекта. Рекламировать товары, опасные для жизни и здоровья, аморально, считают они.
Однако, как пояснил "РГ" юрист Российской антитабачной коалиции Виктор Зыков, вероятность того, что в нашей стране будет введен полный запрет на рекламу алкоголя, практически сводится к нулю. Тут скорее речь надо вести о пропаганде разумного употребления спиртного, о переходе от крепких напитков к вину. В декабре 2014 года была разрешена реклама вина, правда, только на 100 процентов отечественного.
Однако рекламировать вино можно с 23 часов до 7 часов утра. Исключение также составляют детские и юношеские программы и каналы, в том числе спортивные. Там реклама вина категорически запрещена.
А вот с пивом почти наоборот. Виктор Зыков напомнил, что год назад был принят закон, разрешающий рекламу на радио и телевидении - во время трансляции спортивных матчей и соревнований, а также на спортивных каналах. Пиво "раскручивать" можно круглосуточно.
"Это послабление было сделано по требованию ФИФА в преддверии чемпионата мира по футболу, который пройдет в России в 2018 году", - рассказал Виктор Зыков и пояснил, что традиционно эти соревнования спонсируются пивными компаниями, поэтому запрет на рекламу пива в России, который был введен ранее, мог лишить нашу страну возможности принимать чемпионат. Правда, по тому же закону, который разрешил рекламу пива, она будет запрещена с 1 января 2019 года.