Константин Волков: Как мы брали интервью у Башара Асада

Дорога в Дамаск для подавляющего большинства приезжающих в Сирию начинается сейчас в Бейруте, дальше мы едем на машине через знаменитую долину Бекаа и границу с Сирией.

В сирийскую столицу сегодня летают только самолеты Syrian Air, которые благополучно приземляются в дамасском аэропорту, но проблема в том, чтобы доехать до самого города - часть дороги периодически обстреливают боевики. Тогда как федеральная трасса от ливанской границы до Дамаска протяженностью около 50 километров считается безопасной.

Тем не менее сопровождающие посадили едущих к Асаду журналистов в бронированные джипы, подальше от греха. За погрузкой с пониманием наблюдали попрошайничающие на сирийско-ливанской границе беженцы и продавец кофе (10 рублей стаканчик) Адиб, когда-то учившийся в Белоруссии и помнящий несколько слов по-русски.

Отель Dama Rose, расположенный неподалеку от центра, по-прежнему остается местом, где встречаются все - провластные и оппозиционные политики, журналисты, разведчики, контрразведчики, какие-то племенные вожди в плащах из верблюжьей шерсти.

Все пьют черный кофе с кардамоном по 2 доллара за чашку - непомерно высокая для Дамаска цена, и пережидают жару в кондиционированном холле отеля. Иногда подача электричества прекращается - с ним в Сирии сейчас вообще плохо, но через две минуты включается генератор, и все снова работает. Бывает, что эти две минуты приходится проводить в лифте, внезапно замершем и погрузившемся во тьму.

Ко встрече с Асадом готовят заранее. Вначале совещание в администрации президента с пресс-секретарем, знаменитой мадам Луной (ударение на у). Обсуждается, кто и в какой последовательности будет задавать вопросы. Аппаратуру на интервью брать нельзя, даже сотовые телефоны - все приходится оставлять на охране.

Само интервью проходило в одной из резиденций президента Башара Асада, двухэтажном особняке во французском стиле, внутри инкрустированном перламутром по темному дереву и обставленном картинами современных художников. От некоторых из полотен по коже пошли мурашки. Например, при виде черного, расплывающегося в страдании лица на оранжевом фоне.

Президент Асад, как всегда, элегантен, вежлив, улыбчив. Интеллигентный человек, волею судьбы вынужденный тащить на себе груз войны. 11 сентября ему исполнилось 50 лет.

Перед интервью состоялось неформальное знакомство, с чаем и сладостями. Потом перешли в комнату, специально подготовленную для интервью, там к каждому стулу клейкой лентой были примотаны провода с наушниками и микрофонами - их надо пропустить под пиджаком и закрепить.

Асад внимательно выслушивает собеседника, взгляд у него внимательный и теплый. Отвечает обстоятельно, следя за реакцией собеседника.

После интервью можно сфотографироваться с президентом. Собирается огромная толпа, всем хочется. Асад терпеливо позирует, улыбается.

Набравшись наглости, прошу президента подписать фотографию. "Конечно, нет проблем", - отвечает он и тоже улыбается. И действительно прислали. С его автографом.