Он провел исследование и пришел к выводу, что акции США сегодня переоценены, а значит, есть риск образования "медвежьего" рынка, то есть могут появиться игроки, жаждущие понижения стоимости акций.
Об этом Роберт Шиллер рассказал газете Financial Times, обратив внимание на то, что цена акций США за шесть лет утроилась. Главный американский промышленный индекс с 2009 года вырос в 2,5 раза, индекс высокотехнологичных компаний - в 3,7 раза, а индекс широкого рынка - в 2,8 раза. Аналогичные опасения выразил министр финансов Германии Вольфганг Шойбле. По его наблюдениям, мир определенно движется к новому пузырю. Причина - огромное количество легких денег, обеспеченных честным словом государства. Истинная же стоимость любых активов привязана, например, к золоту или серебру, а все, что сверх - только бумага.
Первый шаг на пути решения проблемы - повышение ставки ФРС США. С 2008 года она на минимуме (0-0,25 процента), и чем дольше длится этот период, тем выше вероятность обвала, который затронет всех, включая Россию. Но, по мнению Шойбле, исправить ситуацию лишь руками финансовых властей невозможно - экономике нужны структурные реформы. Отчасти США уже начали их: они дробят крупные банки, которые переходят черту капитализации. Эту практику стоит ввести и в отношении компаний, считает доцент факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Василий Якимкин.
Плюс - необходимо сделать управление на рынке корпораций таким, чтобы экономика США зависела не от 300 семей олигархов. Как только эту схему реформируют, исчезнут "договорняки", и экономика будет потреблять такое же большое количество денег без надувания пузырей, говорит эксперт. Если США ничего не предпримут, то вероятно падение стоимости их акций, причем если за океаном это будет 20 процентов, то в России - вдвое больше.
Здесь главное - пресекать небольшие пузыри на внутреннем рынке. Российский фондовый индекс ММВБ в этом плане более чем стабилен: с 2009 года он начал расти и в течение пяти лет колеблется в пределах 1300-1800 пунктов, а значит, пузырей нет и не предвидится.