16.09.2015 20:00
    Поделиться

    Тюменцы стали лидерами по оказанию электронных госуслуг

    В 2014 году доля россиян, получающих государственные и муниципальные услуги в электронной форме, должна была по плану достичь 35 процентов. Между тем данный рубеж перешагнул всего один субъект РФ - Приморский край (37,8 процента). Из регионов УрФО к намеченной планке приближаются только ХМАО (32,6) и Тюменская область (31,4), которые в общефедеральном рейтинге на втором и третьем местах. Еще один уральский регион - Свердловская область - на девятой позиции, а Курганская и Челябинская и вовсе только на 50-м и 54-м местах.

    Проценты для галочки

    Эксперты признают: "электронное правительство" в России буксует. За год в рейтинге ООН по развитию информатизации страна не продвинулась - осталась на 27 месте. При этом даже вышеобозначенные проценты, которыми оперируют составляющие рейтинг аналитики, многие эксперты не считают показательными. Они всего лишь демонстрируют, сколько жителей в том или ином регионе зарегистрировано на портале госуслуг, но реальной картины не отражают, ибо зарегистрироваться и регулярно получать услуги - не одно и то же, считает руководитель "Экспертного центра электронного государства" Павел Хилов. Сейчас, по его мнению, наблюдается гонка за цифрами: регионы пытаются максимизировать долю зарегистрированного на портале населения, однако с точки зрения качества оказания и легкости получения услуг во многих субъектах ничего не меняется.

    Почему процесс информатизации тормозится, обсуждали на прошедшем в Тюмени ежегодном всероссийском форуме "Инфотех". Проведенный во время его работы опрос показал: причиной медленного развития большинство считает отсутствие синхронной работы различных ведомств. Эксперты признают: достаточно сложным оказалось заставить все части государства работать как единый механизм. Требуется время, чтобы культура информатизации проникла в сознание не только IT-специалистов, но и всех остальных людей, в том числе чиновников.

    Мешает и недостаток финансирования. Так, по данным агентства CNews Analytics, в целом на информатизацию в этом году регионы РФ намерены направить 72 миллиарда рублей, но почти треть этой суммы приходится на бюджет Москвы. Разрыв в объемах финансирования "электронного правительства" между регионами-лидерами и замыкающими рейтинг 20-кратный. Если, к примеру, в первой десятке субъектов на информатизацию в этом году планируют потратить по 1,2-1,4 миллиарда рублей, то в Брянской и Иркутской областях - менее 70 миллионов.

    Электронный доктор

    Как отметила на форуме директор департамента информационных технологий и связи Минздрава России Елена Бойко, та же система здравоохранения, к примеру, уже завершила базовую информатизацию, но двигаться дальше не везде получается. Рабочие места с доступом к информационным системам в целом по стране имеют только 56 процентов врачей. А порой на больницу всего один компьютер, в котором лишь расписание работы докторов.

    В то же время есть регионы, где информатизация здравоохранения уже на довольно высоком уровне. В числе таких - Тюменская область. Сейчас здесь активно переходят на электронные медкарты. Пока они внедрены в трех поликлиниках Тюмени, обслуживающих в общей сложности 23 процента населения города. До конца года проект будет реализован в остальных медучреждениях областного центра, а в 2016-м - в муниципалитетах. Здесь же, наряду с Московской областью, в пилотном порядке внедряют электронные рецепты. Пациентам-льготникам больше не придется каждый месяц ходить за бумажным назначением в поликлинику, заверенный электронной подписью врача рецепт будет храниться в электронной аптечной сети. При обращении пациента провизор увидит, какие лекарства и в каких количествах ему прописаны. Эта же система позволит получать информацию о том, сколько льготных препаратов осталось на складах и своевременно пополнять запасы.

    Пятерки в Сети

    Впрочем, как отмечают федеральные эксперты, показателен опыт тюменцев не только в части информатизации медицины. Сегодня каждая четвертая госуслуга жителям региона оказывается в электронном виде. Для сравнения: в прошлом году таковой была лишь каждая десятая. Всего с начала этого года тюменцам оказано 7,7 миллиона электронных услуг. 57 процентов из них пришлось на электронную запись к врачу, 16 - на услуги учреждений культуры.

    Еще 20 процентов - получение сведений об успеваемости учеников, причем доля подобных запросов растет. В регионе реализуется проект, цель которого - объединить все школы области в электронную систему. Чтобы стимулировать педагогов наполнять портал информацией, проставлять оценки и выкладывать домашние задания, показатели работы с электронной системой завели в трудовые контракты учителей.

    Довольно успешно процесс информатизации в регионе идет и в сфере общественного транспорта. В этом году на систему электронного отслеживания плюсом к городским перевели и все областные перевозки, на очереди - транспорт в небольших муниципалитетах. Так что скоро получать информацию о движении автобусов при помощи специального мобильного приложения смогут не только горожане, но и селяне. Областные чиновники подсчитали: под электронным контролем в общей сложности будут почти 2,5 тысячи транспортных средств, надзор позволит экономить до шести миллионов рублей в год.

    Сохранить бюджетные деньги поможет и автоматизированная система мониторинга закупок продуктов питания для госучреждений, которая позволяет не только видеть, что и по какой стоимости приобретают школы и больницы, но и рекомендовать им цены, и осуществлять контроль.

    Не бегать по инстанциям

    Глава департамента электронного правительства Минкомсвязи РФ Владимир Авербах признался, что министерство поражено уровнем автоматизации и удобства госуслуг в Тюменской области. Так, показательным федеральные власти называют опыт субъекта и по налаживанию электронного межведомственного взаимодействия. Обмен данными между региональными органами власти и, к примеру, Росреестром уже на 99,5 процента осуществляется в электронном виде - такого нет ни в одном другом субъекте РФ. В целом же уровень электронного межведомственного взаимодействия в области - 36 процентов. Только за август в системе сделано 44 тысячи электронных запросов - на четверть больше, чем за аналогичный период прошлого года. Правда, областные чиновники признают: есть ведомства, в которые пока поступают всего по два-три запроса в месяц, над увеличением этого показателя сейчас работают. Как и над внедрением системы электронного документооборота. Сейчас к ней подключено 101 госучреждение региона, на очереди еще 175. В систему включены все органы госвласти и городские муниципалитеты, около 30 процентов сельских поселений, областной парламент. В следующем году в нее войдут городские и муниципальные думы.

    Цель, которую власти региона ставят на перспективу, - обеспечить предоставление населению не отдельных электронных услуг, а целого комплекса. Эту же задачу в качестве главной называют и представители федеральных ведомств. Чтобы при рождении ребенка, к примеру, родитель не бегал по инстанциям, а информация автоматически передавалась в загс, там выписывалось свидетельство о рождении, дальше сведения передавались в УФМС для присвоения гражданства, в Пенсионный фонд - для получения СНИЛС и отдел образования, чтобы ребенок автоматически записывался в детский сад. А при смене фамилии, например, чтобы данные сами поступали в тот же пенсионный фонд.

    - Необходимо упростить и минимизировать общение человека с государством, ради чего электронное правительство, собственно, и создавалось, - отмечает Павел Хилов.

    Инвестор онлайн

    При этом, говоря о дальнейшей информатизации, представители отрасли высказали убеждение, что к развитию "электронного правительства" следует активнее привлекать бизнес: многие решения дорогостоящие и одному бюджету их не потянуть. На прошлогоднем "Инфотехе" тему ГЧП только начали обсуждать, а сегодня несколько проектов по этой схеме уже запущено - и в сфере образования в виде единых городских школьных порталов, и в ЖКХ.

    Между тем сами инвесторы отмечают, что серьезные проекты пока "не взлетают" из-за пробелов в федеральном законодательстве. Так, в законе о государственно-частном партнерстве четко прописаны объекты, которые могут быть переданы бизнесу в управление в рамках концессии, но программного обеспечения в этом списке нет. Важно, чтобы государство защищало инвесторов, говорит Виктор Серебряков, глава компании, которая пытается сегодня создавать в городах платные электронные парковки.

    - У нас нет гарантий. Получается, что в любой момент нас могут выгнать, - сетует инвестор.

    При этом представители бизнеса откровенно говорят: схема ГЧП подходит для ограниченного количества регионов. В северных малонаселенных округах рассчитывать на него в ближайшие годы вряд ли стоит: вначале инвесторы возьмутся за более прибыльные и перспективные проекты.

    Программировать по-русски

    Еще одной важной темой форума стало импортозамещение в IT-сфере. Представители отрасли опасаются, что в сложившихся условиях процесс перехода к цифровому обществу может серьезно затормозиться. Проблему импортозамещения поднимали еще во время прошлогоднего форума, тогда же говорили о необходимости создания отечественных продуктов и перевода на них используемых в стране электронных систем, однако за год в решении этого вопроса не продвинулись. Регионы по-прежнему почти на сто процентов используют иностранные IT-продукты.

    - Внимание импортозамещению должно быть не эфемерным. Нужны региональные и федеральные программы, которые будут поддерживать отечественных разработчиков, - убежден руководитель одной из IT-компаний Денис Давыдов.

    В Тюменской области уже сделали первые шаги в этом направлении. В сентябре здесь запустили проект по созданию центра робототехники и программирования. На базе десяти школ области появятся IT-лаборатории, где юных айтишников будут учить создавать программные продукты.

    Поделиться