16.09.2015 19:41
    Поделиться

    Уральцы поддержали законопроект об особом статусе приставов

    За минувшие полгода долги свердловчан - физических и юридических лиц - выросли на 54 миллиарда рублей. Общая сумма задолженности составляет сегодня 143 миллиарда, что является абсолютным рекордом и сравнимо, скажем, с годовым бюджетом Свердловской области (171,5 миллиарда рублей). В связи с этим, учитывая острую необходимость в усилении работы по взысканию долгов, Общественная палата Свердловской области одобрила предложенный Министерством юстиции РФ законопроект о придании службе судебных приставов особого статуса.

    Шокирующая сумма включает и просроченные платежи по кредитам в банках, и неоплаченные квитанции за жилищно-коммунальные услуги, и "зависшие" штрафы (например, административные штрафы, наложенные ГИБДД, своевременно и добровольно оплачивает сейчас лишь один процент провинившихся). В пересчете на численность населения Среднего Урала каждого четвертого свердловчанина можно условно считать должником. Только за семь месяцев с начала года управление Федеральной службы судебных приставов (ФССП) по Свердловской области возбудило 945 тысяч исполнительных производств. Это тоже своеобразный рекорд. В прошлом году за аналогичный период было возбуждено почти вполовину меньше дел.

    Понятно, что в значительной степени усугубление проблемы задолженности связано с ухудшением экономической ситуации в стране. Скажем, кредиты в банках граждане взяли в благополучный период, два-три года назад, а тут - кризис, безработица, всеобщее снижение платежеспособности. Но в то же время судебные приставы отмечают и рост числа недобросовестных предпринимателей, которые набрали кредитов, потратили деньги, а когда пришло время их возвращать, у фирмы - ни имущества, ни земли и счета пусты.

    - Долги - это бич нашего времени, - признает руководитель управления ФССП по Свердловской области Владимир Осьмак. - Люди по разным причинам не возвращают кредиты, не платят по счетам, а в результате страдают добропорядочные граждане, недополучает бюджет. Да, мы в этом году значительно увеличили объемы взысканий с должников. Только штрафов, наложенных ГИБДД, направили в казну почти 100 миллионов рублей. Реализовали арестованного имущества на 2,5 миллиарда. 46 миллионов рублей вернули лишь благодаря наложению запрета на выезд должников за границу. Но число неплательщиков растет. И к этому надо быть готовыми.

    По словам Владимира Осьмака, сейчас на одного пристава приходится 1966 исполнительных производств. При том что сокращены должности их помощников, а зарплата пристава в среднем составляет лишь 17 тысяч рублей в месяц, всю эту гору дел в состоянии отработать только очень самоотверженные люди. Долги растут как снежный ком, суды завалены такими делами. А приставы обязаны безусловно обеспечивать выполнение судебных решений, восстанавливать чужие нарушенные права.

    Например, с тех пор как на дорогах области появились камеры видеофиксации нарушений, резко выросло количество "писем счастья", направляемых автовладельцам. Если в прошлом году в январе-августе было возбуждено 230 тысяч таких исполнительных производств, то в нынешнем - 456 тысяч. По словам главного автоинспектора области Юрия Демина, управление ГИБДД в свое время закупило целый вагон бумаги для оформления протоколов, но и этого не хватило. Сейчас свердловские приставы заключили договоры с банками и начали взыскивать штрафы, списывая суммы со счетов нарушителей.

    Такие договоры заключены и с государственными учреждениями, имеющими доступ к информации о недвижимости должников. Создан электронный банк данных, в том числе по предприятиям. То есть справляться с увеличением числа исполнительных производств удается благодаря внедрению автоматизированной информационной системы и электронного документооборота. Сатирический образ мелкого чиновника, подписывающего бумагу у начальника, ставящего печать, наклеивающего марку на конверт и несущего этот конверт на почту, остался в прошлом. Но вот кто придет ему на смену? Где ФССП взять новых, "продвинутых", владеющих современными технологиями специалистов? Заманить их со стороны с нынешней зарплатой проблематично. А тех, кто обучается в окружном учебно-методическом центре на базе свердловского УФССП, на весь Урал не хватает.

    - С 1 января по постановлению правительства каждый пристав-исполнитель должен будет иметь высшее юридическое или экономическое образование, - говорит Владимир Осьмак. - Выпускников академии, которые вернутся к нам после целевого обучения (36 человек), явно мало. Значит, нужно решать проблему по-другому. Усиление кадрового состава - важнейшая задача на ближайшее время.

    Отметим, что кроме обеспечения установленного порядка деятельности судов (это лишь самая малая часть работы службы) и взыскания долгов ФССП занимается поиском должников, арестом и реализацией их имущества, возбуждает уголовные дела, а также выдворяет из страны незаконно находящихся здесь иностранных граждан, сносит самовольно возведенные постройки, контролирует исполнение должниками обязательных работ, к которым их приговорил суд. Все это - работа с людьми, и она требует особенных качеств. Ведь понятно, что желанным гостем для должника пристав никогда не станет. И право вести дознание, розыск, применять спецсредства нельзя доверить кому попало.

    - Безусловно, службе судебных приставов необходим специальный статус, повышающий ее вес в обществе, - считает председатель общественного совета при управлении ФССП по Свердловской области Сергей Салыгин. - Человек в погонах, облеченный высокой ответственностью и отягощенный большой нагрузкой, должен иметь и соответствующие его полномочиям гарантии. Я глубоко убежден: не должен начинающий пристав с высшим юридическим образованием без выслуги лет за свою работу получать от государства 12 тысяч рублей. Без решения этого главного вопроса не удастся резко улучшить качество и эффективность работы службы, отношение приставов к обращениям граждан, побороть высокую текучесть кадров.

    Министерство юстиции России еще в начале года подготовило законопроект "О Федеральной службе судебных приставов и порядке прохождения государственной службы на должности судебного пристава". Он разработан в соответствии с поручением президента России и предполагает с 1 января 2016 года исключить судебных приставов из числа служащих, проходящих государственную гражданскую службу, и установить для них иной вид госслужбы с предоставлением соответствующих социальных гарантий. Обсуждение проекта документа уже состоялось в Общественной палате Свердловской области, как и в других регионах страны. Слушание проходило совместно с руководителями областного суда, минюста, прокуратуры, а также экспертами, представителями адвокатского сообщества и общественности. Проект в целом одобрен, резолюция по нему направлена в Общественную палату РФ, а сам документ скоро будет передан в администрацию президента.

    Поделиться