Напомним, на VIII региональном форуме-диалоге "70 лет российскому атому", который в июне этого года прошел в Челябинске, презентовали 14 площадок для создания ТОР в пределах городских границ южноуральских "запреток". Их общая площадь достигала 160 гектаров, а объем инвестиций на тот момент предполагался на уровне 12 миллиардов рублей. К сегодняшнему дню инвестпортфель потяжелел на 1,5 миллиарда, а вот список площадок, наоборот, уменьшился до восьми.
По словам гендиректора компании, курирующей в Челябинской области разработку концепций для размещения ТОР, Сергея Казакова, изначально администрации ЗАТО предложили для рассмотрения все свободные земельные участки в городской черте. Но после предзащиты в правительстве Челябинской области выяснилось: часть из них не отвечает санитарным нормам, требованиям к рельефу местности или наличию инфраструктуры.
- Количество площадок пришлось оптимизировать, но удалось по максимуму сохранить их общую площадь: в Озерске - порядка 70 гектаров, в Трехгорном - 48, в Снежинске - 30, - рассказывает Сергей Казаков. - Ведь будет мало толку, если нарезать участки площадью не больше гектара.
По мнению эксперта, в результате удалось подобрать наиболее подходящие территории с точки зрения наличия энергетической инфраструктуры, подъездных путей, доступности ресурсов, то есть привлекательные для инвесторов.
Некоторые участки вне периметра ЗАТО, где отсутствует пропускной режим и нет ограничений по перемещению продукции, все же были забракованы. К примеру, поселок Метлино Озерского городского округа, который изначально считался лакомым куском для инвесторов, отбор не прошел.
- Там санитарная зона не превышает и ста метров, а для размещения нового промышленного производства требуются совсем иные параметры, - говорит замглавы Озерска по экономике и финансам Ольга Уланова. - С инвестором достигнута договоренность о перемещении предприятия в поселок Новогорный, также вне периметра Озерска.
Не попала в перечень и площадка поселка Сокол Снежинского городского округа, на которой растет реликтовый лес, а рядом горная местность и живописное озеро. Такой пейзаж в глазах экспертов никак не сочетается с развитием индустрии.
В первую очередь при отборе площадок учитывалось наличие инфраструктуры. И, как выяснилось, она есть далеко не везде. Так, вблизи поселка Новогорного располагается Аргаяшская ТЭЦ, генерирующие мощности которой позволяют подключить новые энергоемкие производства, а вот необходимой сетевой инфраструктуры в поселке нет. Как нет газа и развитой системы водоснабжения и водоотведения. По предварительным подсчетам, решить эту проблему в лучшем случае удастся к 2017 году, если проект создания индустриального парка получит одобрение на федеральном уровне и не возникнет проблем с финансированием из госказны. Сейчас в Новогорном - зеленое поле, поэтому создавать производство здесь придется в прямом смысле с нуля.
В этом плане площадка внутри закрытого периметра - на земле ПО "Маяк" - выглядит более привлекательно: здесь есть вся инфраструктура и даже вполне пригодное помещение для успешного старта целого ряда инвестпроектов, включая уникальные, не имеющие аналогов в мире. Речь идет о производстве полимерных рукавов с эффектом памяти, который достигается за счет радиационной модификации. Такой интеллектуальный рукав используется для бестраншейного восстановления трубопроводов. Он помещается в изношенную трубу, а после подачи теплоносителя (пара) расширяется до нужных размеров, "вспоминая" заложенные на производстве параметры. Срок эксплуатации пластика не менее 60 лет. При этом потребность лишь одного потенциального заказчика - Московской объединенной энергетической компании составляет не менее четырех тысяч километров рукавов в год. Организовать их производство планируется в кооперации с Региональным облучательным центром - он обеспечит радиационную модификацию изделий.
- Речь идет о проникающей радиации, которая не оказывает вредного воздействия на окружающую среду: гамма-излучение давно применяется во всем мире, с его помощью стерилизуют медицинские инструменты и перевязочный материал, уничтожают биоотходы и т. д., - говорит Сергей Казаков. - В России данная технология пока не применялась, сейчас для ее внедрения есть все условия.
Ожидается, что возможности облучательного центра привлекут в ТОР еще больше резидентов.
Раньше закрытые атомные города не пользовались большой популярностью у инвесторов, и причина не только в особом пропускном режиме, но и в высоком уровне оплаты труда. Зарплата квалифицированных специалистов в "запретках" - одна из самых высоких в регионе. Однако и она не всегда отвечала амбициям молодых и перспективных сотрудников, поэтому молодежь из ЗАТО нередко решалась на смену прописки, а в последние годы и гражданства.
По словам экспертов, создание ТОР в атомных городах поможет остановить утечку мозгов в Европу и США. Открытие новых производств, нацеленных на выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью, удержит в атомных городах лучшие кадры и обеспечит им достойную оплату труда. Тем более что для инвесторов будут действовать особые условия: льготный налоговый режим, символические арендные ставки, отсутствие затрат на создание инфраструктуры. Предусмотрена и возможность создания в ТОР свободной таможенной зоны.
Для удобства инвесторов каждому южноуральскому ТОР определили условную специализацию: в Озерске будут развивать производство новых материалов и технологий, в Снежинске - продукции для нефтегазового и энергетического комплексов, в Трехгорном - станкостроение и точное машиностроение. О стратегическом кластере ядерной медицины, который ранее также предполагалось включить в ТОР в Снежинске, пока речи не идет: в настоящее время определяется, насколько данный проект с правовой точки зрения подходит для включения в ТОР.
- В любом случае ядерная медицина - это абсолютный приоритет Челябинской области: того, что сегодня сделано в этом направлении у нас в регионе, нет больше нигде в России, - говорит главврач областного онкодиспансера Андрей Важенин. - Мы продолжаем работу по формированию кластера ядерной медицины: в Снежинске на днях запускаем новое производство радиофармпрепаратов, а в начале следующего года - короткоживущих изотопов. Дело в том, что мы территориально привязаны к определенным атомным производствам, и смена месторасположения, независимо от создания ТОР, полностью исключена.
Справка "РГ"
В Тор Южного Урала будет создано 2,7 тысячи новых рабочих мест. По предварительным подсчетам, в перспективе суммарная выручка заявленных проектов составит около 42 миллиардов рублей в год. За десять лет даже с учетом всех льгот ТОРы перечислят в бюджеты всех уровней порядка 22 миллиардов рублей в виде налоговых отчислений.