Брестская область. У области налажены деловые связи с 79 российскими регионами. О новых контрактах "СОЮЗу" рассказал председатель Брестского облисполкома Анатолий Лис.
Анатолий Васильевич, что сегодня представляет собой промышленность области?
Анатолий Лис: Это около 300 основных предприятий, на которых заняты более 104 тысяч человек. Исторически сложившаяся аграрная специализация экономики Брестчины отражается и на ее структуре: более 48 процентов занимает пищевая и перерабатывающая промышленность. В России хорошо знают сметану и молоко предприятия "Савушкин продукт", плиты "Брестгазоаппарата", мебель "Холдинговой компании "Пинскдрев", сладкую продукцию Жабинковского сахарного завода, консервы и колбасы акционерного общества "Березовский мясоконсервный комбинат" и других.
Брестчина расположена на стыке Евразийского экономического союза и ЕС, является связующим звеном между Востоком и Западом. Как развивается логистика?
Анатолий Лис: В Брестской области функционируют 5 логистических центров, предоставляющих весь комплекс услуг, в том числе складских, сопровождающих и в области таможенного дела. Один из крупнейших в Центральной Европе - Брестский железнодорожный узел. Перспективным направлением сотрудничества в логистике является реализация концепции "Экономический пояс Шелкового пути". Прорабатывается возможность увеличения количества железнодорожных составов, проходящих из Азии через Брест в Европу.
Одна из целей форума - создать еще более комфортные условия для развития экономических и хозяйственных отношений между регионами Беларуси и России.
Анатолий Лис: Россия для нашей области - основной партнер. Внешнеторговый оборот по итогам 2014 года - почти 2,5 миллиарда долларов. Причем экспорт - более 2 миллиардов. Мы сотрудничаем с 79 субъектами России. Подписаны и действуют 19 соглашений. Наибольший внешнеторговый оборот Брестчины в 2014 году сложился с Москвой, Санкт-Петербургом, Московской, Смоленской, Брянской, Нижегородской, Свердловской, Ростовской и другими областями. Договоры о побратимстве у нас заключены с 35 городами и районами России.
В мае в Санкт-Петербурге результативно прошли Дни экономики Брестского региона в Ленинградской области. В начале июня мы принимали делегацию Псковской области во главе с губернатором Андреем Турчаком. В первом полугодии провели ярмарки-продажи продукции предприятий-производителей Брестской области в Самаре, Пензе, Рязани, Новокуйбышевске, Петрозаводске и Ижевске. С администрацией Невского района Санкт-Петербурга на осень согласовано проведение 8 ярмарочных мероприятий, решается вопрос о проведении ярмарок в Москве.
На форуме планируется подписание новых межрегиональных контрактов?
Анатолий Лис: В ходе подготовки к форуму предприятия Брестчины вели переговоры с целью заключения контрактов с российскими партнерами на сумму около 30 миллионов долларов. Мы намерены подписать соглашение о сотрудничестве с администрацией Псковской области, где будет оговорен план мероприятий по торгово-экономическому, научно-техническому и гуманитарно-культурному сотрудничеству между нашими областями на 2015-2017 годы. Есть также договоренность о подписании Протокола о намерениях по развитию сотрудничества между правительством Удмуртской Республики и Брестским облисполкомом, плана мероприятий о сотрудничестве с Брянской областью на два ближайших года.
Витебская область. В Сочи приехали представители семи витебских предприятий, включая Оршанский льнокомбинат и обувные компании "Марко" и "Белвест", производящие более 40% белорусской обуви.
Предприятия региона рассчитывают подписать контрактов на 4,3 млрд российских рублей. Витебщина сотрудничает с 73 российскими регионами, самый большой товарооборот - с Московской областью, Москвой и Смоленском. В регионе ждут инвесторов, готовых открыть крупные предприятия по производству молока и мяса.
Но разве можно представить Беларусь без знаменитого льняного полотна? Текстиль Оршанского льнокомбината будет презентован на ярмарке в общей экспозиции предприятий концерна "Беллегпром" и в широком ассортименте. Белорусский лен, голубые цветки которого вплетены в государственный герб, покупают многие страны мира. И если три-четыре года назад основу льняного экспорта составляли сырье и технические ткани, то сейчас производство шагнуло далеко вперед - на льнокомбинате появилось оборудование, которое умягчает лен, усаживает, придает ему различные эффекты. Из короткого волокна, которое раньше было пригодно только для производства мешковины, шпагата и веревки, здесь научились делать домашний текстиль, льняной "джинс" и даже изделия, имитирующие льняной трикотаж.
Широкий ассортимент - более пяти тысяч артикулов продукции - предмет гордости оршанских текстильщиков, только различных моделей комплектов постельного белья они предлагают более пятисот. И, конечно, на Форум регионов в Сочи привезут лучшее. Об основной коллекции, которая называется "Травушка-муравушка", рассказала начальник бюро отдела продаж Елена Пугачева:
- Коллекция интересна сочетанием традиционных льняных цветов со светлыми тонами, эта гамма самая востребованная на рынке Европы. В коллекции использованы народные мотивы, кружево, красная вышивка. Благодаря нашим новым технологиям она охватывает весь домашний текстиль: оформление окна, декор кровати, стола, кухонные наборы. Смотрится коллекция интересно, красочно, благородно. Уваренные льняные пледы и покрывала из мягкого котольна - их никто не выпускает на постсоветском пространстве - думаю, станут хитом продаж.
Ежемесячный товарооборот с партнерами из России у Оршанского льнокомбината - около 24 миллионов российских рублей. Торговые дома предприятия работают в Москве, Иваново, Кемерово, есть представительство в Санкт-Петербурге, поставки идут в Сибирь, на Дальний Восток, в Закавказье. В Сочи, по словам заместителя гендиректора по коммерческим вопросам Дмитрия Муравьева, комбинат рассчитывает подписать три контакта:
- Мы активно проработали рынок Краснодарского края и планируем подписание поставки готовых изделий и тканей для швейных предприятий на 6 миллионов российских рублей.
Гомельская область сотрудничает с 76 регионами России. В Сочи приехали представители 15 ведущих предприятий региона. Гомельчане рассчитывают заключить 8 торговых контрактов на сумму 1 313 млн российских рублей.
А давайте махнем в Сочи на комбайнах! Так шутили рабочие "Гомсельмаша", отправляя свою технику на форум. Всего делегировали 4 машины: зерноуборочные комбайны "Палессе GS14", "Палессе GS16", кормоуборочный комплекс "Палессе FS 8060" и косилку "Палессе СS200". Об уникальности агрегатов рассказал начальник управления рекламы и показа техники ОАО "Гомсельмаш" Павел Попрушко:
- Комбайн "Палессе GS16" по производительности первый на просторах бывшего СССР и не только. "Палессе GS14" близок к нему по характеристикам. Оба оснащены молотильными аппаратами, не имеющими аналогов в СНГ, - широкий захват, высокая производительность. Это машины, которые наиболее эффективно себя показывают на полях с высокой урожайностью - на Кубани, в Ставрополье. Комплекс "Палессе FS 8060" - самый мощный в СНГ кормоуборочный комбайн. А самоходная косилка "Палессе СS200" предназначена для раздельной уборки колосовых, зернобобовых, крупяных культур, что актуально для Сибири, Алтая, где из-за короткого лета зерно дозревает в валках. В общем, все машины, которые мы представим на форуме, подходят для различных регионов России.
Новая техника создавалась на "Гомсельмаше" по поручению Президента Республики Беларусь. Ставилась задача "догнать и перегнать немцев", а точнее агрогигант "Клаас". Белорусы создали одинаковые по классу, но более дешевые по цене комбайны. Теперь соперничество продолжается уже в поле. Кстати, американцев гомельчане уже догнали и перегнали: по объемам продаж на приоритетном для белорусов российском рынке "Гомсельмаш" в разы опережает знаменитый "Джон Дир".
К слову, гомельский комбайн вполне можно считать союзным детищем, а по его узлам и механизмам изучать промышленную карту России. Двигатели - Ярославль, сиденья - Серпухов, электрооборудование - Псков, кондиционер - Тольятти, металл - Череповец. Например, "Палессе GS12" на 53 процента состоит из российских комплектующих.
Гродненская область ведет торговлю с 75 регионами России. В Сочи планируется подписать контракты почти на 5 млн долларов. В ближайшей перспективе - заключение договоров с россиянами еще почти на 14 млн долларов.
На Второй форум регионов от Гродненщины приедут сразу два мясокомбината: Слонимский и Гродненский. Ведь, как известно, для изготовителей мясной продукции Беларуси главный экспортный рынок - российский. В прошлом году сразу три наименования гродненских колбасных изделий были признаны лучшими товарами Беларуси на рынке РФ. Предприятие готово к серьезной конкуренции. Буквально несколько месяцев назад на мясокомбинате запустили в эксплуатацию новый уникальный цех по производству сырокопченых колбас, который позволяет производить до 550 тонн изделий в месяц. Генеральный директор ОАО "Гродненский мясокомбинат" Анатолий Гришук рассказал, что, еще планируя это масштабное нововведение, серьезно рассчитывал на российский рынок:
- В Сочи мы привезем богатый ассортимент своей продукции. От элитных сырокопченых колбас до недорогих вареных. Мы готовим наши копчености и колбасы только из охлажденного, а не из замороженного мяса. Совсем недавно у нас на предприятии были представители Международного центра стандартизации и сертификации "Халяль" Совета муфтиев России. Мы готовы выполнить все их требования, чтобы с 1 ноября получить сертификат, позволяющий поставлять нашу продукцию в регионы с мусульманским населением.
...Всегда готов принять россиян замечательный агротуристический комплекс "Городенский маёнтак "Коробчицы". Здесь можно ощутить дух старобелорусского быта, попробовать блюда из фазана, оленя, лося и даже зубра, пригубить знаменитую медовуху, приготовленную без химии, только натуральным брожением ароматного меда. Буквально пару недель назад здесь, в "Коробчицах", гостили главы правительств стран - членов ЕАЭС, включая и премьер-министра России Дмитрия Медведева.
Минск. У минских предприятий заключено с россиянами контрактов на 7 млрд рублей. Чего городские власти ожидают от форума? Об этом - зампредседателя Минского горисполкома Жанна Бирич.
- Мне приятно отметить, что Первый форум был проведен в июне прошлого года именно в столице Беларуси. На Втором форуме предстоит решить ряд концептуальных вопросов. Несмотря на налаженное взаимодействие в отношениях промышленных комплексов двух стран, остается немало неиспользованных возможностей. Свои подходы мы намерены высказать на заседании одной из секций. Обмен мнениями позволит определить единые и согласованные подходы местных органов власти наших стран.
Большие надежды возлагаем на выставку промышленной продукции, ярмарку-продажу белорусских товаров, по результатам которых намерены подписать ряд коммерческих контрактов и соглашений с регионами России. Среди более 80 белорусских предприятий, представляющих товары и услуги, свыше 20 - столичные. Среди них такие известные, как ОАО "Управляющая компания холдинга "Белкоммунмаш", ОАО "МАЗ" - управляющая компания холдинга "БЕЛАВТОМАЗ", ОАО "Амкодор" - управляющая компания холдинга", ОАО "Минский тракторный завод", ОАО "ММЗ им. С.И. Вавилова" - управляющая компания холдинга "БелОМО", ОАО "Управляющая компания холдинга "Горизонт", ОАО "Интеграл" - управляющая компания холдинга "Интеграл", ЗАО "Атлант", ОАО "МЗКТ", РУП "Белмедпрепараты", УП "Минскинтеркапс".
Широкий спектр потребительских товаров белорусского производства смогут приобрести посетители ярмарки-продажи. Караван с белорусскими молочными, мясными, кондитерскими изделиями, трикотажем и обувью отправился в Сочи еще 13 сентября. На ярмарке представят себя основные столичные бренды. И, конечно, не обойдется без яркой культурной программы. Порадует выступлениями ансамбль белорусской песни "Терница".
Минская область. Товарооборот Минской области с Россией составил в 2014 году 5 млрд 239 млн долларов. На форуме будут заключены договоры и контракты на 100 миллионов долларов.
Свои новинки представляет в Сочи Белорусский автозавод из города Жодино. 90-тонный самосвал марки "БЕЛАЗ" нового поколения с двигателем "Камминз" и электрической трансмиссией хорошо известен в России, там используется около 60 единиц такой техники. Развитием этого ряда машин стала модель 75583, разработанная по заказу российского предприятия, использующего белорусские машины грузоподъемностью 110 тонн. Основное отличие новинки, первый экземпляр которой представлен на форуме, в том, что на 90-тонник установили такой же двигатель, как на 110-тонник. Это потребовало изменить раму автомобиля, внести другие изменения в конструкцию - работа шла полтора года. Однако теперь заказчик получил возможность унифицировать обслуживание карьерной техники разных классов и тем самым сэкономить немалые средства. Еще одно немаловажное достоинство новинки - в нем использован электропривод российского предприятия "Силовые машины".
На БЕЛАЗе нам пояснили, что расширение модельного ряда - одна из стратегических целей предприятия. Ведь на него приходится до трети мирового рынка карьерной техники. Эти изделия белорусской марки работают в разных уголках России, куда направляется львиная доля продукции завода, а также в Европе, Азии, Латинской Америке, Австралии, в самых разных климатических и горных условиях.
Могилевская область. Товарооборот области с регионами России составляет 1 млрд 44 млн долларов. На форуме планируется подписать контракты на 2 млрд рублей.
Лифты могилевского производства давно снискали себе добрую славу. Именно в Могилеве еще в советские времена изготавливались подъемники для космодромов Байконур и Плесецк. Лет 15 назад могилевчане поставили свои лифты для Большого театра в Москве. Сегодня география поставок продукции могилевских лифтостроителей в Россию чрезвычайно обширна - от Калининграда до Владивостока. Белорусские лифты известны качеством и надежностью - при конкурентной цене. Потенциальные потребители могут выбирать более чем из 140 моделей подъемников - как грузовых, так и пассажирских. Участники II Форума регионов будут иметь возможность познакомиться с самой современной продукцией ОАО "Могилевлифтмаш". Думаю, после этого заказов у предприятия значительно прибавится.
Как, впрочем, это происходит уже сейчас. Незадолго до форума на предприятии узнали: "Могилевлифтмаш" выиграл конкурс на поставку в Санкт-Петербург 446 лифтов. Они придут на замену тем, что уже отработали свой ресурс. Что стоит отметить особо, во время конкурса конкурентами могилевских лифтостроителей были Щербинский лифтостроительный завод и Карачаровский механический завод, ООО "ОТИС Лифт". Все это российские предприятия. Тем не менее победило белорусское. Почему? Заместитель генерального директора ОАО "Могилевлифтмаш" Сергей Чертков считает, что причин тому несколько:
- Не так давно в Санкт-Петербурге было зарегистрировано совместное предприятие "Невский лифт", в котором мы стали одним из соучредителей. Это СП и разработало для петербургских лифтов свой дизайн. Фактически мы создали лифт повышенной комфортности. При том что цена осталась низкой, качество нашей продукции отменное. А что еще нужно потребителю?
На "Могилевлифтмаше" очень ответственно подошли к участию в конкурсе. Учитывая специфику города на Неве. Дело в том, что Питер единственный город в России, где есть старые дома с чрезвычайно малыми шахтами лифтов. Сегодня никто таких подъемников не выпускает. Могилевские лифтостроители разработали специальные лифты под малогабаритные шахты. Фактически создали задел на будущее. Сейчас из сотен лифтов, которые будут поставляться в Санкт-Петербург, лишь несколько десятков из разряда тех, что можно назвать нестандартными. Но в Питере таких лифтов, срок замены которых уже наступает, сотни. Значит, когда будет объявлен новый конкурс, могилевчане - в отличие от конкурентов - смогут предложить уже готовое решение.
Неоспоримое достоинство могилевских лифтов - их экономичное энергопотребление. За счет новшеств в электродвигателе, механизме открывания и закрывания дверей они потребляют на 30 процентов электроэнергии меньше по сравнению с традиционными механизмами. Фактически это лифты нового поколения, у которых кроме всего прочего - еще и очень плавный ход. Жители домов, где они установлены, говорят: пользоваться могилевскими лифтами одно удовольствие.
Сейчас могилевчане готовятся к новому конкурсу, который собираются объявить в Петербурге. Речь идет о поставке еще 200 лифтов. Белорусские лифтостроители убеждены: им удастся победить конкурентов.