В РФ предложили создать "белый список" религиозных текстов

Особое мнение судьи Гадиса Гаджиева, высказанное им на очередном заседании Конституционного суда, подтвердило важность проблемы религиозных текстов и закона об экстремизме.

На этом заседании конституционные судьи занимались делом "Свидетелей Иеговы" из Биробиждана. Заявителям в их просьбе признать некоторые места закона об экстремизме неконституционными они отказали. Но с коллегами не согласился судья Гадис Гаджиев. С его точки зрения, жалобу можно было принять к производству, а законодателям стоит заняться поправками в этот закон.

Все началось с того, что религиозная организация пошла с жалобой в Конституционный суд после проблем, которые возникли с ее брошюрой "Добрая весть от Бога". Ее одни суды запретили, а другие разрешили.

Два года назад прокуратура в Биробиджане хотела через суд доказать, что эта брошюра - экстремистская. "Свидетели Иеговы" в суде отстояли текст, приведя на заседание специалистов-лингвистов. Но уследить за всеми подобными исками на просторах большой страны у них не получилось. Пока они воевали у себя в суде, аналогичное заседание во Владимире пришло к выводу, что текст брошюры - вредный. Книжечку там нашли в воинской части, и военная прокуратура обратилась в суд. А тот распространение брошюры запретил. Но об этом религиозная организация узнала поздно, так как на суде ее представителей не было. Поэтому "Свидетели Иеговы" просили признать несколько статей антиэкстремистского закона неконституционными. КС в этом им отказал, подчеркнув, что "вопреки мнению заявителя признание судом того или иного информационного материала экстремистским не может основываться на субъективном восприятии".

Но по мнению заявителей, закон "О противодействии экстремистской деятельности" позволяет судам "не привлекать к участию в деле соответствующую религиозную организацию".

В своем особом мнении опытный судья Гадис Гаджиев пишет, что "вопрос о признании материалов экстремистскими... мог бы решаться на общефедеральном уровне". При этом первой инстанцией должны быть не районные суды, а Верховный суд. Кстати, Верховный суд и так уже работает с исками о ликвидации религиозных организаций. А еще Гаджиев выдвигает предложение, что наша страна могла бы сделать что-то типа "белого списка" материалов, признанных судами неэкстремистскими, - по аналогии с "черным списком", который ведет минюст. Кроме того, Гадис Гаджиев указывает, что прокуратура - "единая федеральная централизованная система органов".

- Законодательство могло бы предусмотреть такие механизмы взаимодействия внутри этой системы, которые исключали бы заявление одинаковых по существу требований разными прокурорами, - полагает судья.

Судья Конституционного суда подчеркнул своим мнением болезненную проблему. Ведь на этой неделе комитет Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций заявил, что разработает меры по предотвращению инцидентов со священными книгами. Комитет провел заседание, посвященное решению Южно-Сахалинского суда, признавшего экстремистской книгу "Мольба к Богу", поясняющую Коран. В том числе комитет предлагает передать рассмотрение религиозных вопросов в юрисдикцию Верховного и областных судов. В ближайшее время от имени комитета будет направлено обращение в Верховный суд с просьбой рассмотреть ситуацию на соответствующем пленуме .