Об этом на третьем Международном экономическом форуме "БиоКиров-2015" заявил заведующий лабораторией защиты леса Всероссийского научно-исследовательского института лесоводства и механизации лесного хозяйства Юрий Гниненко.
По его словам, если раньше с вредителями боролись разными способами, в том числе и не самыми гуманными, например, с помощью известного ДДТ, а в списке химических препаратов числилось 14 наименований, то теперь их осталось только два.
Из-за этого образовались целые группы вредителей, от которых лес вообще не защищен. Мало того, сегодня ввиду глобализации на территорию страны проникают все новые паразиты, у которых здесь нет естественных врагов. Иногда это приводит к настоящей катастрофе, как было в олимпийском Сочи. При озеленении олимпийской деревни фирма-поставщик растений завезла вместе с ними из Италии и опасного вредителя. Он попал в благоприятную по климату зону, где не было естественных врагов. В результате практически весь Сочи остался без самшитовых деревьев - вредитель съел все подчистую.
При этом даже спилить мертвые растения закон не позволяет - они находятся в природном парке. По этой же причине их нельзя было обработать химикатами. Самшит остался только в нескольких частных санаториях, которые обработали его нелегально.
Американцы, столкнувшись с подобной проблемой, решили ее простейшим способом -завезли из "родной" страны вредителя его естественного врага. Но есть и более эффективные и современные способы. Например, борьбу за лес можно вести с помощью вируса, который убивает вредителя с 40-процентной вероятностью. Работы такие в России ведутся, их поддерживает Рослесхоз, но массового распространения они пока не получили.
Как считает Гниненко, одна из причин - слабая коммерциализация таких разработок. Дело в том, что вредитель "работает" в лесу, как правило, периодами, и не всегда можно предсказать начало очередной "эпидемии". А изготовление вируса - сложный и дорогостоящий процесс, работа такими периодами, а не на постоянной основе, невыгодна.
По словам руководителя группы лесной биотехнологии филиала института биоорганической химии РАН Константина Шестибратова, хотя в программе "Био-2020" лесным биотехнологиям уделено немало внимания, на практике все сводится больше к моральному одобрению. Да и сама программа фактически не подкреплена деньгами, а финансировать ее предлагается за счет других отраслевых мероприятий.
В рамках программы в стране создано несколько центров лесных биотехнологий, но в связи с кризисом их бюджеты урезаны, и они находятся "на грани вымирания". Хотя сама отрасль перспективна и серьезно развивается.