Эксперт: Развитию топливного рынка мешает нефтегазовое лобби

В ходе дискуссии "Биоэнергетика: производственные, социально-экономические и экологические аспекты", состоявшейся в рамках работы третьего международного экономического форума "БиоКиров-2015", специалисты высказали конкретные предложения-рекомендации правительству РФ по развитию отрасли.

Михаил Сандалов, советник министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) Российской Федерации, рассказал, что тормозит модернизацию топливно-энергетического комплекса, особенно в малых городах и поселках.

- Мешает общее убеждение, что ЖКХ - черная дыра, что износ инфраструктуры достигает 90 процентов, - считает он. - При этом качество теплоснабжения остается низким, а цены - высокие. Десятилетиями идет "борьба" с износом, меняем старое оборудование на новое неэффективное. 210 миллионов рублей составляет ежедневный ущерб по РФ от такого теплоснабжения.

По словам советника министра, если бы граждане России увидели, а, точнее, захотели бы увидеть низкую эффективность отрасли - знали бы, с чем надо бороться.

- Даже те деньги, которые есть, тратим неэффективно, - уверен Михаил Сандалов. - Они просто вылетают в трубу. А нужна реконструкция основного оборудования - сети пока не берем во внимание.

Стоимость топливной составляющей, по сведениям министерства строительства и ЖКХ, самая высокая у мазута. Далее по убывающей идут уголь (при КПД котельной 65 процентов, что бывает крайне редко), торф и щепа. Самый дешевый вид топлива - природный газ, но торф и щепа очень близки к нему по стоимости.

- Надо реконструировать мазутные и угольные котельные, переводить их на торф и щепу, - считает Михаил Сандалов. - Расчетная лесосека России разрабатывается всего лишь на 17-46 процентов в зависимости от регионов. Если рубить хотя бы 77 процентов от того, что надо, то мы на 141 процент обеспечим потребности страны в топливе. Только разведанных запасов торфа - незаслуженно забытого вида топлива - России хватит на 530 лет. Но в Московской, например, области он не используется совсем, в других регионах - понемногу. Доля России в мировом использовании торфа составляет всего 5 процентов, остальные 95 - Финляндия, Эстония, Ирландия, Исландия.

По расчетам министерства строительства и ЖКХ, если все мазутные и угольные котельные перевести на торф или щепу, то затраты сократятся на 88,5 миллиарда рублей в год.

- Первый страх, который довлеет над нами, - изменение топливного рынка, - говорит Михаил Сандалов. - Да и лесники неохотно идут на сотрудничество с бедными коммунальщиками. Вместе с тем опыт Нижегородской области подсказывает, что переход на возобновляемые источники тепла - дело перспективное. Пять лет назад один кубометр щепы стоил в регионе 350 рублей, сегодня, несмотря на инфляцию, - 260. Рынок заработал, новый бизнес сращивается либо с лесниками, либо с ЖКХ.

По мнению советника министра, плюсы от расширения топливного рынка очевидны: есть возможность лавирования между лесом, углем и торфом. Несовершенство законодательной базы пока мешает развитию рынка, но подвижки уже есть: на рассмотрение правительства направлены законопроекты, которые помогут продвижению торфа и щепы. Самое главное - перестать бояться перемен.

Бедная газом Австрия с успехом доказала эффективность дров в деле отопления. Владилен Прокофьев, директор направления "Городское хозяйство" фонда "Институт экономики города" (Москва), рассказал, как дело поставлено в Вене.

- 80 процентов столицы Австрии обогревает одна ТЭЦ, которая работает на щепе, - говорит он. - У них есть закон, запрещающий любое сжигание древесины. Срезал в саду ветки и сучки - сложи их в кучку, позвони и за ними приедут, переработают на топливо. Работают на ТЭЦ 45 человек.

В России, по мнению Владилена Прокофьева, инвестор, решивший вложиться в торфяную или пеллетную котельную, рискует прогореть - в типовых договорах очень много подводных камней, на которые может нарваться предприниматель. Эти мелочи, а также мощное нефтегазовое лобби очень мешают развитию биоэнергетики.