17.09.2015 06:30
    Поделиться

    В Екатеринбурге появился театр, где танцуют дети-аутисты

    В Екатеринбурге дети-аутисты выступают в инклюзивном театре танца
    Имя Глафира означает "тонкая", "изящная", и оно как нельзя больше подходит моей героине. Глаша Петухова - невысокая, тоненькая, "танцевальная". На ее страничке ВКонтакте есть красивая фотосессия: экзерсис в балетном классе, танцевальные па на лоне природы, полетные прыжки. 390 друзей, море добрых слов и признаний в любви. Глаша излучает доброжелательность, легко улыбается и, кажется, редко грустит. Тем удивительнее контраст с предлагаемыми жизнью обстоятельствами, в которых Глаша существует и действует, насколько хватает сил.

    Она с детства занималась танцами, с ними связывала свою жизнь. Закончила хореографический факультет Челябинской государственной академии культуры, и будущее было понятным и безоблачным. Но вдруг разом "полетели" суставы (профессиональные танцовщики знают, что это такое). Глаша долго лечилась, занялась йогой, потом открыла для себя направление танцевально-двигательной терапии. Назло махнувшей на нее рукой официальной медицине не просто встала на ноги, но и вернулась в профессию. Казалось бы, на горизонте вновь солнечно и ветер попутный, но...

    - Я подумала: раз сама сумела вылечиться, то, возможно, смогу помочь встать на ноги и другим, - описывает начало своего пути в гору Глафира.

    Она пошла работать хореографом в реабилитационный центр, чтобы лечить людей танцем. Ее "танцовщиками" стали подростки-инвалиды, взрослые люди с диагнозом шизофрения, бабушки после инсульта.

    - Больше всего меня потрясли детки-"даунята". Это такие маленькие бегающие сердечки со светящимися глазами, у которых много энергии. С ними даже работать не надо, настолько они контактны. Достаточно просто собрать их вместе, и все получается само собой.

    Это еще одна черта Глаши, которую сразу отмечаешь: ключевые слова в ее рассказе - "легко", "позитив", "радость", "любовь". Признайтесь себе: вы часто их употребляете по будням?

    Потом Глафира познакомилась с Олей Ориничевой, своей ровесницей, ставшей инвалидом-колясочником после аварии. Их танцевальный номер "Нет избранных и лишних" стал призером множества фестивалей, включая международный "На грани", в котором участвуют только профессиональные танцовщики высокого класса.

    …Проектов становилось все больше, и участвовала в них Глаша в основном бесплатно. Параллельно ей приходилось работать в нескольких местах, чтобы было на что жить. И она поняла, что страшно устала, выгорела, на себя сил не осталось.

    И тут опять парадокс. Случайно (хотя, разумеется, ничего случайного в жизни не бывает) Глафира познакомилась с Людмилой Даренских. Ее младшая дочь Соня больна аутизмом.

    - Я была потрясена! Люда - ходячая батарейка! Глаза горят, одета ярко, столько вокруг нее интересного происходит. И никакого вселенского трагизма. Семьи с детьми-аутистами объединились, чтобы помогать друг другу, чтобы по возможности жить нормальной, как у всех, жизнью. Людмила предложила мне заниматься танцами с их детьми. В работе с этой группой меня невероятно вдохновляет огромная любовь, поддержка и благодарность!

    И теперь в жизни Глафиры и ее новых друзей происходят маленькие чудеса.

    Глаша решила начать с мам. Дать им хотя бы час свободы, хоть клочок личного пространства. Они, много лет живя в состоянии стресса и ежеминутной непреходящей тревоги, отогревают детей своей любовью. Мамы стали разучивать танго, в танце выплескивая накопившуюся боль, напряжение, преодолевая собственные страхи и зажимы.

    А ребенок-аутист, не умея выстраивать контакт с окружающим миром, воспринимает его через самого близкого ему человека. Глядя на танцующих мам, дети понемногу стали идти на контакт. На занятия Глафира приносит большое сшитое в кольцо полотнище ткани. Работа с ним позволяет объединить группу даже на бессознательном уровне, заставить детей контактировать друг с другом. Если надо, ткань помогает успокоиться, расслабиться. Если за нее взяться всем вместе, она может превратиться в море, и вот уже на его волнах качается, смеясь от счастья, мальчик.

    Рядом с танцующей мамой подросток, до сих пор совершенно равнодушный к миру и неподвижно сидящий в инвалидном кресле, вдруг начинает улыбаться и бросать окружающим мячик.

    - Для нас это то же самое, как для кого-то поступить в Гарвард, - радуется его мама.

    Более того, дети, которые порой не могут справиться с собственным телом, начинают осваивать хореографию, да еще и в ансамбле! Соня Даренских и вовсе, по словам Глаши, открыла в себе талант танцовщицы без скидок на свою "особенность", и они вместе с мамой уже репетируют танец под музыку Земфиры.

    - Прогресс с начала занятий огромный! Соня стала лучше говорить, запоминать, начала общаться, танцы дали ей уверенность в себе, - рассказывает Людмила.

    Думаете, все так лучезарно? Отнюдь.

    Детям и родителям только что отказали в помещении, в котором они привыкли заниматься, у владельцев другие планы. Однако сдаваться никто не собирается. Один из танцевальных клубов города выделил Глаше новый зал для занятий. Теперь Глафира и ее команда - это не просто группа единомышленников, это Инклюзивный театр танца "Другие", получивший приглашение участвовать в международной конференции "Аутизм. Междисциплинарный подход", которая пройдет в Екатеринбурге в сентябре. Есть договоренность о выступлениях на сценических площадках не только в Екатеринбурге. Но Глафира не считает публичные концерты мерилом успеха. Главное, чтобы люди чувствовали себя счастливыми, говорит она.

    Опять задаюсь вопросом: где берет силы "изящная" Глафира?

    - Много раз замечала: чем больше в жизни служения, тем сильнее счастье, - в ее устах отчего-то это не звучит пафосно. - Проблемы уходят одна за другой, когда внимание переносится с себя на ближнего.

    Вот так. Зайдите в любой книжный магазин, там уже специальные полки отведены под книги о "стервологии", то бишь искусстве любить себя и чихать на всех. А Глафира на вопрос о любви и внимании к себе, об этом, казалось бы, самом надежном способе обрести душевную гармонию и житейское счастье, отвечает так:

    - Мне надо есть и спать - хотя бы три-четыре часа. Не спала бы, так как времени на многое не хватает, но здоровье не выдерживает.

    И набирает новую группу малышей-аутистов. Занимается танцами с инвалидами-колясочниками из детского дома в Березовском. Одна из последних записей на Глафириной страничке: "На сегодняшнем занятии мои кривулечки любимые старались распрямить спины. Цель высокая, я знаю. У нас получится!"

    Другое мнение

    Многим посетителям танцзалов не нравится вид больных детей. Четко сформулировал эту позицию подзабытый писатель Лимонов, который на своей странице в Twitter поспешил высказаться о скандале с сестрой модели Натальи Водяновой (девушка больна аутизмом):

    - Давайте признаемся, что неприятно смотреть на инвалидов. Есть у нас какие-то клубы для геев и лесбиянок. Пусть дауны и дэцэписты ходят в специализированные кафе для даунов и дэцэпистов. Я не люблю смотреть на некрасивых людей. Это мое право.

    Не все поддерживают и проекты Глафиры.

    - Предлагать безногим танцевать, а аутистам общаться - это издевательство над ними. Если у тебя аллергия на кошек, чтобы ее вылечить, тебе кошек не дарят на день рождения, и принцип "клин клином" не подойдет. Сентиментальная деятельность с видом благодетельницы - это не служение бескорыстное, а показуха с дрыганьем ног, - такую отповедь в письменном виде Глафире дал не кто-нибудь, а ее коллега-хореограф и преподаватель (Глаша продолжает учиться, хочет стать квалифицированным танцевально-двигательным терапевтом).

    Но таких сторонних критиков все-таки меньшинство.

    Вот мнение Юлии Морозовой, члена правления Европейской ассоциации танцевально-двигательной терапии:

    - Танец не только для здоровых, он для всех, просто у каждого свой диапазон доступного. С руками и с ногами не все ж на пальцы встают, а вот удовольствие от движения, ритма, возможности выразить эмоции в движении доступно всем. То же и с коммуникацией. Кто решает, простите, кому можно, а кому нельзя? Да, это эстетически выглядит непривычно, но то, что видит сторонний наблюдатель, - дело вообще десятое. Важен опыт, который получают твои ученики. А он, уверена, для них позитивный, вдохновляющий и придающий сил.

    Поделиться