Новости

17.09.2015 00:05
Рубрика: Культура

Дом, который построил Мастер

Юбилеи Георгия Товстоногова и Кирилла Лаврова отмечают в эти дни в Петербурге
Театральный режиссер Георгий Товстоногов стал легендой еще при жизни. Труппа питерского БДТ, которую он возглавлял с 1956 года и до своей смерти в 1989-м, стала под его руководством без преувеличения одной из лучших в мире. Ее называли не иначе, как "звездная". Блистал в ней и Кирилл Лавров. С гениальным режиссером замечательного актера связывали десятилетия совместного творчества и личной дружбы. Именно он сменил Товстоногова после его смерти на посту художественного руководителя театра - так решил коллектив.

Оба родились в сентябре с разницей в 10 лет: Георгий Александрович в 1915 году, Кирилл Юрьевич - в 1925-м. Оба при жизни не любили пышных юбилейных торжеств. Но те памятные вечера, которые нынешней осенью организуют в честь них в Петербурге, обоим понравились бы. Потому что это вечера искренней благодарности и непреходящей любви.

Какими были на сцене и вне ее Товстоногов и Лавров вспоминают близкие им люди, коллеги, друзья.

Мария Лаврова, дочь Кирилла Юрьевича, актриса БДТ им. Товстоногова, заслуженная артистка РФ.

Мария Кирилловна, тот театр, в котором работал и который возглавлял без малого 20 лет ваш отец, сейчас сильно изменился?

Мария Лаврова: Теперь это другой театр. Но что приятно, нынешний его художественный руководитель и главный режиссер Андрей Могучий старается, чтобы и молодые актеры, и зрители помнили о тех мастерах, которые создавали славу Большому драматическому. Минувшей весной на главной сцене прошел вечер памяти Иннокентия Смоктуновского. Два сентябрьских посвящены 90-летию Кирилла Лаврова и 100-летию Георгия Товстоногова.

При жизни Кирилла Юрьевича вы осознавали, что рядом с вами - великий актер?

Мария Лаврова: Папа никогда не считал себя великим. Он даже "лучшим среди равных" себя не считал. Всегда удивлялся, когда его хвалили за какую-то роль. Соответственно, и мы к нему относились так же. Что знали наверняка - так это то, что папа у нас очень обаятельный.

Вы перешли из питерского ТЮЗа в БДТ, когда Кирилл Юрьевич был уже худруком театра. Это он позвал вас к себе?

Мария Лаврова: Меня приглашал туда еще в конце 1980-х на роль в постановке "Салемские колдуньи" Темур Чхеидзе. Но папа воспротивился этому. Потом Адольф Шапиро предложил роль в "Вишневом саде", которую я сыграла на правах приглашенной актрисы. Затем последовала роль в спектакле "Последние", где был занят и папа. После этого он сдался. И в 1993 году я перешла в труппу БДТ. Для меня этот театр с детства родной. Я ходила на премьерные спектакли родителей. Бывала за кулисами. Дома постоянно слышала разговоры мамы с отцом об их театральной жизни.

Он был хорошим худруком?

Мария Лаврова: Он, безусловно, был лидером, но мягким, деликатным. Время его руководства пришлось, в том числе, на 1990-е годы, нелегкие для страны вообще, и для театра в частности. Папа очень много делал для того, чтобы труппа ни в чем не нуждалась.

Ваши театральные работы отец смотрел?

Мария Лаврова: Конечно, смотрел, с первых лет моего сценического служения. Не пропускал ни одной премьеры. А замечания если и делал, то так, чтобы не обидеть, не отбить охоту к профессии. Боялся, что я потеряю уверенность в себе.

А вы критиковали отца?

Мария Лаврова: Случалось, особенно в юности, со всем присущим этому возрасту максимализмом. В частности, за кинороли. Нам с мамой очень не нравился, например, его пьяница-граф из фильма "Мой ласковый и нежный зверь". Казалось, что он изображает, а не проживает эту роль.

То есть вам нравится "правильный" Лавров, "герой", играющий конструктора Королева, вождя мирового пролетариата Ленина?

Мария Лаврова: Мне нравится естественный Лавров, органичный даже в острой роли. Папа прислушивался к замечаниям жены. Ведь она окончила Школу-студию МХАТ, профессионал! У мамы замечания были очень точные. Папа иной раз обижался, но ненадолго. Был очень скромного мнения о себе. Театрального образования он не получил. Окончил авиатехникум, потом служил срочную в армии. После службы приехал поступать в Ленинградский театральный институт, но его не приняли, сказали, поздновато учиться, идите сразу работать в театр.

Режиссер Георгий Товстоногов и актер Кирилл Лавров проработали вместе не один десяток лет. Жили в соседних домах недалеко от Петропавловки. Они были друзьями?

Мария Лаврова: Георгий Александрович был для папы царь и Бог. В искусстве - Учителем. Им было интересно друг с другом. Но близкими друзьями назвать их нельзя. Чувствовалась определенная дистанция.

Для вас самой, как для актрисы, важно, кого играть, в каком спектакле, у какого режиссера?

Мария Лаврова: У меня такая профессия, что "оглядываться" на настроение нельзя - останешься без работы. Дают роль, и работаешь над ней. Я первым делом стараюсь понять, что хочет от меня режиссер. А ходить от режиссера к режиссеру, предлагать себя на роль - это не для меня. В этом смысле я не боец. Как, кстати, и мои родители. Папа мог "биться" за других, помогал и знакомым, и незнакомым людям. Но никогда не хлопотал за себя и своих близких.

Это видно хотя бы потому, как сложилась жизнь в БДТ его жены и вашей матери талантливой актрисы Валентины Николаевой. Играла немного, чаще - не главные роли.

Мария Лаврова: В какой-то момент мама сама сделала выбор, пожертвовав театральной карьерой в пользу семьи. Из двух актеров в доме кто-то должен уйти на второй план. Мама "кинула" себя на нас со старшим братом. А театр такого не прощает. Ему нужно отдаваться целиком. Когда я поступала в театральный институт, все знали, что я дочь "того самого Лаврова". Это угнетало и меня, и моих родителей. Но за профнепригодность отчислили бы непременно, тут уж никакое "кровное родство" не помогло бы. Да отец никогда и не участвовал в моих студенческих, театральных делах. У него на нас времени не было. Он появлялся дома редко-редко, как ясное солнышко зимой. Посветит, приласкает и опять уедет на гастроли или на съемки.

Вспоминая мастера

Олег Басилашвили, народный артист СССР, лауреат Государственной премии

- Будучи еще начинающим артистом, я с женой работал в Волгограде, откуда переехали в Ленинград. При этом мы все время собирались вернуться в Москву, где оба оканчивали Школу-студию МХАТ. К тому же я в Москве родился, вырос. Но в это время в городе на Неве начал набирать популярность Большой драматический театр, куда незадолго до этого пришел работать Георгий Товстоногов. Уже первые премьеры - "Когда цветет акация", "Идиот", "Лиса и виноград", прогремели на всю страну. Поразили эти постановки до глубины души и меня. Я ведь считал, что другого театра, кроме как МХАТ, нет и быть не может. Действительно, в других труппах появлялись неплохие спектакли, но вот той атмосферы места действия, о которой идет речь в спектакле и которая охватывает тебя всего целиком, атмосферы реальности и собственного соучастия в происходящем, не возникало. А у Товстоногова возникла. Очень мощная, всепоглощающая, свойственная именно БДТ. Я уже не говорю о самой режиссуре, артистах. И когда нам с женой поступило приглашение от Георгия Александровича работать в этом театре, мы с радостью согласились, забыв о своей "московской мечте".

Меня часто спрашивают: почему он никогда не ставил спектакли для детей? Я думаю потому, что ему было что сказать взрослыми зрителям. Он искал (и почти всегда находил) в своих постановках ответы на животрепещущие вопросы современности. А это удел больших режиссеров и мыслителей. Таким был и Товстоногов.

Георгий Штиль, народный артист РФ

- В БДТ к Георгию Товстоногову я попал случайно. Пришел поддержать своего товарища Ивана Краско, который показывался здесь, подыграл ему в этюдах. В результате оба получили от Товстоногова приглашение работать в театре. С 1961 года я в БДТ и служу. Хотя не раз получал предложения от других режиссеров, перейти к ним. В частности, от Аркадия Райкина.

С актерами он работал потрясающе. Всегда ждал от них импровизации, приветствовал ее. Случалось, сам показывал, как нужно сыграть ту или иную мизансцену. Показывал так, что сразу был виден характер героя, смысл его поступков.

Актеров он любил и всегда защищал. В частности, от разных "внешних" вмешательств. Помню, узнав о том, что в театрах страны, как и на заводах, в совхозах, руководителям тоже требуется "внедрять социалистическое соревнование", я, находясь в присутственном месте, весьма язвительно высказался по этому поводу. Вскоре меня вызвали "на беседу" в райком партии. Не миновать бы скандала, запрета на участие в зарубежных гастролях. Но вмешался Гога, как мы называли за глаза Георгия Александровича, "отбил" меня.

Цитата

"Посмотрел недавно по телевидению старый фильм "Адъютант его превосходительства". Не мог не обратить внимание на то, как сделан он, с какой тщательностью проработаны в нем каждые мизансцены. И как контрастирует с торопливостью большинства нынешних телесериалов, в большинстве своем легкомысленных. Подобная опасность подстерегает и драматический театр. Если преобладать в нем станут развлекательность, поверхностность, а главной задачей - получение как можно больше денег, то мы превратимся в рядовую в театральном отношении страну. Каких много в мире. И которые всегда завидовали русской театральной школе. Мы потеряем серьезный психологический театр с определенными традициями, направлением. Потеряем театральную Россию".

Кирилл Лавров, 2002-2005 гг.

Культура Театр Драматический театр Филиалы РГ Северо-Запад СЗФО Санкт-Петербург