17.09.2015 00:31
    Поделиться

    Во Франции запретили продавать вещи без информации о сроке их службы

    Искусственное сокращение срока службы товара станет преступлением
    Эпохальное событие: потребители организовались и дали бой производителям "одноразовых" вещей.

    Пока только во Франции. Но лиха беда начало.

    Когда товар слишком хорош

    Во Франции, которую в Европе считают законодательницей моды на законы, отныне нельзя продавать вещи, о которых в гарантийном талоне нет исчерпывающей информации о сроке службы и возможности ремонта.

    Не путайте нововведение с привычным гарантийным сроком. Гарантия - это нечто иное: фирма-производитель обязуется в течение определенного срока за свой счет исправить свой же брак. При этом обыватель понимает, что гарантийный срок - это одно, а реальный ресурс вещи - совсем иное.

    Очень качественные и надежные вещи, которые прослужат долго, сегодня выпускать немодно. В сборнике знаменитых "Законов Мерфи" есть актуальный для нынешнего рынка закон Хебпока: "Если товар хорош, его перестают выпускать".

    Производителю просто невыгодно, чтобы вы слишком долго пользовались его товарами - телефонами, фотоаппаратами, телевизорами, машинами. Идеальный мир с точки зрения большой компании: вы покупаете, скажем, дорогой фотоаппарат, он у вас беспроблемно служит три года, и в назначенный час как по команде ломается. Ремонт влетает в копеечку - дешевле купить новый. Сдаете на утилизацию старый, получаете скидку, покупаете свежую модель той же фирмы и... История повторяется. Если в схему включить еще банки, которые вам предложат покупку в кредит, то получаем современный потребительский рынок.

    Как сделать, чтобы вещь служила исправно, но в назначенный момент как по команде выходила из строя? Сложно, поэтому над этой проблемой ломают головы высококлассные специалисты. И у них уже кое-что получается. Самый простой способ: замените металлическую шестеренку в фотоаппарате на пластмассовую. Причем сделанную из полимера, который теряет прочностные характеристики по истечении определенного времени. Современной науке это уже под силу. Потом прикажите инженерам убрать эту шестерню поглубже в корпус: так, чтобы до нее можно было добраться, только разобрав весь аппарат. Что в итоге? Правильно: гаджет стоимостью, скажем, 10 тыс. рублей, за ремонт которого с вас затребуют 20 тыс.

    Пик мастерства - сделать еще и диагностику платной. Чтобы в следующий раз и в голову не пришло пытаться отремонтировать сломавшуюся вещь. Выбрасываете и идете покупать новую. Не хватает денег - так для вас же потребительские кредиты придумали...

    Новые французские законы - это как серпом по хитрости. И это действительно революция на потребительском рынке.

    Чем ответят бренды? Честно назовут короткий срок службы и реальные сложности, которые возникнут при ремонте товара? Но кто ж такое купит? Например, лично вы согласитесь заплатить 30-60 тыс. рублей за холодильник, который прослужит ровно 36 месяцев, после чего надо будет заменить компрессор и хладагент?

    А еще, согласно новому французскому закону, фирмам придется предупреждать, как долго они собираются выпускать запчасти под конкретную модель. В следующем году вступит в силу еще интересный закон, обязывающий производителей обеспечивать бесплатный ремонт или замену техники в течение двух лет с момента покупки. И попробуйте объявить срок гарантии в 12 месяцев.

    Кстати, такие же законы хотят ввести и немцы.

    "Старость" не в радость

    Новации - не совсем забота о кошельке обывателя. Европа взяла курс на снижение зависимости от углеводородной и ядерной энергетики. Поэтому неразумно, чтобы вещи служили недолго.

    Это в теории. На самом деле экономика - вещь сложная, и сокращение энергопотребления - палка о двух концах. Но пусть об этом болит голова у экономистов. Потребителю нужно помнить главное - сейчас самое время проявить гражданскую активность и остановить технологии "запланированного устаревания".

    Иначе очень скоро будем жить среди одноразовых вещей: телевизоры и планшеты будем менять вместе с зубными щетками.

    Когда машины были вечными

    А ведь было время... Многие еще помнят машины, двигатели которых без капремонта ходили по миллиону км и больше. К нам "Мерседесы-миллионники" в 90-е приезжали уже изрядно подержанными, но служили верой и правдой. Наши дороги убивали подвеску, гнило железо, но тем двигателям было все нипочем.

    Или взять легендарные "неубиваемые" японские движки. Доходило до абсурда: знаю не один случай, когда с праворуких японок сливали моторное масло и на спор запускали двигатели: как долго не заклинит. Ничем хорошим такие эксперименты не заканчивались, но мифы базировались на реальных фактах невероятного качества и долговечности механизмов.

    А самый надежный двигатель стоял не на "Мерседесе" и не на "Тойоте". Еще в 1938 году "Фольксваген" использовал 23-сильный Е60 - 4-цилиндровый оппозитник с воздушным охлаждением. Фантастически неприхотливый. До сих пор реально встретить в разных уголках планеты легендарный народный "Жук" с таким двигателем.

    Для сравнения: сегодня можно купить в салоне автомобиль B класса за 450-550 тыс. рублей от азиатского производителя с именем. Машины достаточно симпатичные и беспроблемные в течение нескольких лет эксплуатации. Фактически это первое поколение авто, построенных по технологии "запланированного устаревания". Примерно 5-7 лет умеренной эксплуатации при условии ТО на сервисе у официалов машина выдержит. Может пару раз сменить хозяина без критического падения цены на вторичном рынке. А вот потом... В один прекрасный миг, примерно на 150 тыс. км пробега, очередной владелец такой "ласточки" обнаружит, что двигатель машины при смерти.

    "Ха! - скажет опытный автовладелец. - Да плавали, знаем: у любой машины блок цилиндров изнашивается. Лекарство: расточка цилиндров под ремонтный размер с заменой поршней на "толстые" из ремкомплектов".

    А вот и не угадали. Никаких ремонтных поршней производитель не выпускает и не собирается делать это впредь. Более того, конструктор одноразового двигателя заботливо подобрал материал цилиндров, который не поддается расточке. А заодно уменьшил толщину их покрытия до минимума - это на случай, если все-таки найдется мастер-"левша", рискнувший затеять капремонт.

    Так сказать, все для нас.

    Кто-то возразит: на дворе XXI век, высокие технологии, а вы собрались движки на иномарках перетачивать, как на дедовских "Жигулях". Отвечу: если вы так говорите, значит, скорее всего, вы житель мегаполиса со стабильным доходом и уверенностью в завтрашнем дне. Лично вам разумно откатать 5-7 лет на бюджетном авто, сдать машину в утиль, получить сертификат (программу утилизации периодически продлевают) и идти в салон за новой машиной.

    Что плохого в том, что человека стимулируют ездить на новом авто? Ничего, но только если это его осознанный выбор. Но вот что делать тем, кто ценит надежность и долговечность? Или просто материально не может себе позволить регулярно менять машину. По данным агентства "Автостат", возраст легковых машин в России - 12,4 года. Но это - в среднем, а скажем, в Калининградской области средний возраст легковушки - 18,4 года, в Иркутске - 16,7 года, на Камчатке - свыше 20 лет.

    На эти цифры можно смотреть под разными углами зрения: в ракурсе трафика, экологии, социальной справедливости, целесообразности для экономики в целом и семейного бюджета в частности, и пр. Но главный ракурс - право потребителя на достоверную информацию о товаре. Отказываясь от 20-летней "Тойоты", человек имеет право знать, сколько прослужит его новое авто, как долго будут выпускать к нему запчасти и возможен ли ремонт в принципе.

    Кстати, французы в новом законе прописали: за обман потребителя - огромный штраф и до двух лет тюрьмы.

    Российскому законодателю на заметку.

    Кстати

    Большинство граждан РФ перешли на смартфоны, и 48% их пользователей используют мобильный Интернет. Каждый месяц эта цифра возрастает на 1% - нетрудно подсчитать, когда мобильный Интернет захватит всю страну.

    Поделиться