Аргументы правительства - высокая волатильность на финансовых и сырьевых рынках, рост риска ненадежности прогнозов на тему социально-экономического развития. В этих условиях реалистичность расчета доходов и расходов федерального бюджета под сомнением.
В Госдуме согласились с тем, что сейчас лучше сосредоточиться на краткосрочном планировании. Строить прогнозы на 2018 год с точки зрения доходов, с точки зрения цены на энергоресурсы или курса доллара это "из области ненаучной фантастики", заметил глава профильного комитета Андрей Макаров.
По его словам, Правительство предлагает ответственное решение. "Оно говорит о том, что надо сосредоточиться на бюджете 2016 года. Вот это можно только поддержать", - заявил парламентарий.
Правительственный законопроект также устанавливает 25 октября в качестве крайнего срока внесения в Госдуму проекта федерального бюджета на 2016 год. Ранее Бюджетный кодекс предписывал вносить проект бюджета на очередной финансовый период не позже 1 октября. Как объяснил Андрей Макаров, правительство "попросило дополнительно еще 25 дней" для того, чтобы "еще раз проверить" расчеты. Ведь, по словам депутата, сейчас особенно важно верно определить прорывные направления, а также сосредоточиться на безусловном выполнении социальных обязательств государства.
Кроме того, этот "тайм-аут", согласно его объяснению, необходим для поиска резерва. "18 августа вышел перечень поручений Президента, который касается эффективности бюджетных расходов", - напомнил он, добавив, что "это как раз тот ключ, тот план, который необходимо осуществить правительству при подготовке бюджета".
Кроме того, в законопроекте кабмина предлагается приостановить действие бюджетного правила в части определения предельного объема расходов. Как напомнил Макаров, бюджетное правило - это норма, которую находящийся тогда в должности министра финансов Алексей Кудрин объяснял так: "Она определяет, что когда у нас много денег, мы их не будем тратить, а вот когда будет ситуация похуже - мы эти деньги возьмем и истратим".
Однако в нынешних условиях это правило, по его словам, "начинает работать в обратную сторону", поэтому правильное решение - отказаться от него в нынешнем году.
Во втором и третьем чтениях одобренный сегодня законопроект Госдума планирует рассмотреть 25 сентября.
То, что сроки принятия нового бюджета надо временно изменить, доказала ситуация с исполнением бюджета старого. Госдума приняла закон об исполнении федерального бюджета за 2014 год с дефицитом 334,7 млрд рублей, или 0,5 процента ВВП. Доходы были исполнены в сумме 14,497 трлн рублей. Расходы - в сумме 14,832 трлн рублей. "На доходы бюджета в прошлом году повлияло существенно снижение цен на нефть, - объяснил депутатам министр финансов РФ Антон Силуанов. - Мы недополучили по сравнению с ранее утвержденными параметрами 355 млрд рублей за счет этого фактора, за счет снижения импорта потеряли 118 млрд рублей, за счет снижения экспортных цен на газ - 90 млрд рублей. Но все это было компенсировано изменением валютного курса, который позволил нам обеспечить формирование доходов в соответствии с планами".
Министр объяснил, что дефицит мог бы быть больше, чем 0,5 процента ВВП. "Если бы не масштабная поддержка банковского сектора, то мы бы в прошлом году имели профицит бюджета в размере 0,9 процента", - отметил Силуанов.