Судьбу украинского долга России решит международный суд

Скорее всего, ситуацию с украинским долгом России в итоге будет разбирать международный суд, прогнозируют эксперты "РГ". Украина тем временем пытается продавить свои условия его возврата.

И настаивает на реструктуризации долга размером в 3 миллиарда долларов, а также на списании его части. Российская сторона уже сказала свое твердое "нет". Глава минфина Антон Силуанов в начале сентября сообщил, что наша страна не намерена присоединяться к решению клуба украинских кредиторов и не станет списывать часть кредита. В понедельник его заместитель Сергей Сторчак еще раз подтвердил, что "позиция не изменилась, мы исходим из того, что долг будет возвращен в полном объеме и в срок".

Украинская сторона упирает на тот факт, что кредит был выплачен в виде облигаций - одного из видов ценных бумаг, напоминает заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ "Высшая школа экономики" Андрей Суздальцев. Однако эксперт поясняет, что невыплата долга по облигациям предусматривает судебное разбирательство.

Для любой другой страны такое развитие событий было бы равнозначно объявлению дефолта. Но Украина и так признает, что у нее нет денег на выплату долгов. Так что тут вопрос лежит уже не в плоскости репутации страны как кредитора, указывает Суздальцев. "Украину сейчас кредитуют по политическим мотивам", - говорит эксперт.

Даже вопрос о том, является ли украинский долг перед Россией частным (так как выдавался в виде облигаций) или государственным (так как стопроцентный держатель долга - РФ), не имеет большого значения, считает собеседник "РГ". В иной ситуации дефолт по государственным облигациям перекрыл бы возможность для МВФ оказывать дальнейшую финансовую помощь Украине. Такого требуют внутренние правила международной организации. "В нынешнем же случае МВФ уже нарушил все свои правила, - рассуждает Суздальцев. - Он дает деньги стране, в которой фактически идет война".

Скорее всего, дело в итоге будет разбирать международный суд. А этот процесс, с учетом всех процедур, может растянуться на долгие годы.

Случаи, когда страна-заемщик пытается давить на своих кредиторов, не редкость, вспоминает руководитель Центра стратегического развития стран СНГ Института Европы Александр Гусев. Последний пример - история с госдолгом Исландии, которая также требовала реструктуризации. В противном случае страна грозилась объявить дефолт. Правда, тогда Исландию спасла Россия, выкупившая долговые бумаги страны. Есть шанс, что подобный сценарий произойдет и в истории с украинским долгом.

Прецедент

Пыталась надавить на кредиторов и Греция. Но отдавать все равно придется.

Государственный долг страны составляет более 425 миллиардов евро, это порядка 180 процентов от ВВП.

Последние переговоры по греческому долгу, завершившиеся подписанием меморандума в Берлине 19 августа, дали возможность Афинам получить до 86 миллиардов евро через Европейский фонд спасения (ESM). Возможно, часть из 86 миллиардов евро Афинам даст МВФ. Но назвать эти деньги "спасательным кругом" для Греции вряд ли можно - порядка 54 миллиардов евро из обещанной суммы уйдет на обслуживание уже существующего долга.

Подготовил Константин Волков