"Мы начинали эту работу несколько лет назад. Тогда были большие сложности с подключением к СМЭВ, работали единичные сервисы. Сейчас ситуация существенно изменилась. Система работает, мы имеем десятки миллионов запросов в СМЭВ, более 15 млн жителей пользуются порталом госуслуг. Но еще остаются проблемы. Это касается низкой доли граждан, использующих Интернет для получения госуслуг, доли граждан, зарегистрированных в ЕСИА, количества запросов федеральных сведений. По этим пунктам необходимо подготовить согласованные планы-графики с контрольными сроками по устранению тех или иных замечаний", - заявлял министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров.
На заседании Консультативного совета по вопросам развития и эксплуатации инфраструктуры электронного правительства минкомсвязь представило методические рекомендации, разработанные для поддержки регионов в процессе перехода на электронные государственные и муниципальные услуги. Их использование позволит донести до граждан преимущества электронных госуслуг перед традиционными. "Одним из явных преимуществ может быть возможность для гражданина заказать справку на региональном портале и получить ее в многофункциональном центре", - сказал глава департамента развития электронного правительства Владимир Авербах.
Минкомсвязь будет контролировать успешность внедрения электронных госуслуг. К ним относятся доля обращений граждан через порталы госуслуг, доля граждан, зарегистрированных в ЕСИА, а также уровень ошибок информационных сервисов инфраструктуры электронного правительства.
Органам исполнительной власти и внебюджетным фондам рекомендовано повысить качество работы своих информационных систем, используемых при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме, до уровня, не превышающего 1% ошибок от общего объема межведомственных запросов. За последние годы уровень информатизации в ведомствах существенно повысился. По факту в период кризиса госсектор, являясь главным заказчиком, во многом предопределяет развитие ИТ-отрасли. Помимо развития электронного правительства, есть целый ряд госпроектов, которые позволяют развивать сильные стороны российской ИТ-отрасли. "Весной 2015 года минкомсвязь подготовило проект постановления правительства "О приоритетных направлениях развития ИКТ государственных органов". В их число входит обеспечение технологической независимости и информационной безопасности при использовании ИКТ в госорганах, в том числе за счет использования отечественных ИКТ и свободного ПО; повышение эффективности процессов создания и использования ИКТ в госорганах; обеспечение соответствия ИКТ требованиям открытости госорганов, в том числе в результате реализации концепции открытых данных, - рассказал вице-президент по продажам компании "Техносерв" Андрей Богомолов. - Среди приоритетных направлений региональной информатизации на 2016-2018 годы выделяется образование, транспорт, сельское хозяйство, земельно-имущественные отношения и электронные архивы. В связи с сокращением расходов на информатизацию регионов приоритетной будет работа по переводу наиболее востребованных услуг в электронный вид".
Бюджеты на информатизацию и действия в этом направлении свидетельствуют о внимании государства к развитию ИТ. "Не секрет, что степень информатизации федеральных госорганов и региональных различна. На развитие ИT-инфраструктуры федеральный бюджет выделяет внушительные суммы: во многих ведомствах внедрены серьезные информационные системы, охватывающие практически все ведомственные бизнес-процессы, - отметил председатель совета директоров компании "Сириус" Роман Павлов. - Фрагментарное финансирование на региональных рынках зачастую приводит к развитию информатизации по принципу "на что денег хватит". Высокий уровень информатизации демонстрируют только федеральные структуры, находящиеся на этих территориях".
По словам эксперта, кроме СМЭВ средства на ИТ-оснащение поступают также в силовые ведомства, в первую очередь в МВД, Следственный комитет, Генпрокуратуру. Это открыто и ясно отражено в проектах, которые публично анонсируются в официальных источниках. "В меньшей степени государство финансирует внедрение ИТ в образовании и здравоохранении. Одним из важных современных направлений информатизации является также развитие многофункциональных центров", - считает Павлов.
Сегодня госорганы рассматривают возможности снижения затрат на ранее запланированные ИТ-проекты. "Уменьшаются масштабы проектов, неприоритетные мероприятия откладываются "до лучших времен, - пояснил Богомолов. - Сейчас идет оптимизация затрат на техподдержку за счет перехода от инсорсинга к аутсорсингу, повышения эффективности использования существующей ИТ-инфраструктуры, централизации закупок в интересах территориальных органов, а также сокращения лицензионных отчислений за счет перехода на альтернативное ПО". То есть перерабатывается вся система расходов на ИТ.
Развитие ИТ-инфраструктуры в госорганах - это основа эффективного функционирования большинства государственных процессов. "Слабо развитая ИТ-инфраструктура приводит к оказанию некачественных услуг, низкому контролю, коррупции. Автоматизация и информатизация требуют четкой регламентации бизнес-процессов. В результате проблемы более прозрачны, повышается эффективность деятельности ведомств в целом, ликвидируются "задвоенные" бизнес-процессы, сокращаются лишние затраты на госслужбу, что комплексно влияет на оценку работы госорганов. Дополнительно повышается скорость предоставления услуг, растет степень лояльности населения к государственной деятельности и появляется инструмент для контролирующих и надзорных органов, позволяющий отслеживать качество предоставляемых услуг", - резюмировал Роман Павлов.