В теплое время года, с мая по сентябрь, проходит до 80 выездов на места, где нет ни домов культуры, ни клубов, и кино на большом экране отродясь не видели. Охват аудитории проекта - 51 тысяча зрителей. Крохи для миллионной аудитории Интернета; практически все "не охваченные культурой" дальние уголки области, если считать не бездушные лайки в Сети, а реальных зрителей и их невиртуальные ощущения. Ведь на такие концерты идут всем колхозом. Самый трогательный и смешной эпизод в фильме, когда документальная камера отвлекается от спешащих на сельский праздник людей и показывает, как за всеми туда же гуси стайками увязались...
Для новостного сюжета на подобную тему телевидению хватило бы и трех минут. Но режиссера Ларису Садилову интересуют такие детали и подробности, которые можно смотреть по кругу до бесконечности. Кочевой быт "бродячих артистов", которым через два дня на третий приходится трястись по бездорожью, а потом лучезарно выходить в концертных платьях в пол на импровизированную сцену. Светлые лица местных жителей, тяжелый физический труд у которых не отнял умения радоваться жизни и чувствовать себя счастливыми. Реакция публики от самой благодарной - "спасибо вам за внимание, повеселили нас", или "мне было так тяжело, а после вашего концерта я ушла такая счастливая" до крайне раздраженной - "ради трех песен и игры на гармошке мне пять километров идти!" - ругалась пожилая женщина, проделавшая ночью пешком столь нелегкий путь. Потому что когда еще в следующий раз к ним приедут артисты, да и приедут ли вообще?
Этнографическое любопытство удовлетворяется быстро. И сильных эстетических потрясений от "Сельского показа" ждать не приходится - ценен он прежде всего не как некое художественное высказывание, а как документальное свидетельство. "Я посвятила свой новый фильм всем артистам, - пояснила на первом публичном показе картины на "Киношоке" Лариса Садилова. - И у меня было ощущение, что я снимаю это все для того, чтобы показать прежде всего на съезде союза кинематографистов и рассказать об этих людях, что они вообще есть. Для меня "Сельский показ" важен не как моя новая режиссерская работа. Самый важный его посыл заключен в слова женщины из Глушковского района: передайте, что мы есть, что мы живы и что мы существуем".
Директор государственного "Курскоблкиновидеофонда" Сергей Малютин, занимающийся организацией таких сельских показов по Курской области, рассказал, как это происходит:
- За шесть лет мы выезжали 410 раз. Первые итоги есть. Не знаю, можно ли назвать это успехом, но приходит очень много благодарных писем. Ведь та программа сельского показа, которая существует по стране, хоть каким-то образом решается у нас, как нам кажется.
Муниципальная киносеть разваливается. Региональные кинопрокаты как юридические лица прекращают свою деятельность - их закрывают, экономя средства. Закрылись кинопрокатные организации в Туле, в Рязани это еще раньше случилось, в Тамбове, в Калуге, совсем недавно в Воронеже, только-только - в Липецке.
То есть кинопрокатные организации, которые приобретали фильмы, и не только коммерческие, становятся в лучшем случае отделами в домах народного творчества. И финансирование идет в целом, а что получится в результате с кино - неизвестно. Поэтому, когда мы говорим, что российское кино должно возрождаться и мы должны его смотреть, мы должны понимать: а где его показывать? Коммерческим многозальникам оно неинтересно. Не блокбастеры и не артхаусное кино - все остальное демонстрируется и приобретается в лучшем случае такими кинопрокатными госорганизациями, как наша. И по цепочке дальше - пойдет развал сельской киносети, еще сохраняющейся кое-где, им нечего будет показывать.
Вторая наша проблема в том, что сегодняшняя киносеть в основе своей сохраняется как пленочная. А на пленке фильмы практически не выпускают. Ставить современное цифровое оборудование за пять миллионов в маленьких райцентрах и городах нерентабельно. Там нужно переходить на DVD-показ. Мы это делаем. Но крупным дистрибьюторским компаниямм это не нужно, значительную часть фильмов они просто не выпускают для публичного видео. Скажем, фильмы "Битва за Севастополь", "Батальонъ" просто не выпустили для публичного показа на DVD. Поэтому мы остались без этих картин.