"С точки зрения экономики санкции для России ничего не меняют, - считает заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв. - Любое ухудшение торгово-экономических отношений между нашими странами бьет прежде всего по самой Украине. Потому что масштаб экономик несопоставим - то, что для нас копейки, для них миллионы".
Исключение - авиасообщение. Небо над Украиной закрывается для 25 авиакомпаний, в том числе для трех крупнейших в России - "Аэрофлота", "Трансаэро", S7 ("Сибирь"). Львиная доля регулярных рейсов из Москвы на Украину приходится как раз на них. В итоге авиасообщение между странами сократится в разы.
"А киевский аэропорт Борисполь, который пытался стать международным хабом, перевалочным пунктом на пути из России в Европу, теперь на этих планах может ставить крест", - говорит Александр Широв.
В списке - 27 банков, в том числе крупнейшие (Банк Москвы, Газпромбанк, Россельхозбанк) и все банки, замеченные в Крыму. Прописаны и "мертвые души" - те, у кого Банк России давно отозвал лицензию. К счастью, в список не попали Сбербанк, ВТБ и Внешэкономбанк, имеющие украинских "дочек" с крупными активами.
Что касается той части списка, которая намекает на военно-техническое сотрудничество (АО "Вертолеты России", ОАО "Казанский вертолетный завод" и другие), то оно давно "вышло в ноль", говорит Александр Широв, хотя какие-то украинские предприятия пытаются тайком продолжать поставлять малогабаритное оборудование.
Из хозяйствующих субъектов "группы риска" украинские власти пощадили "Российские железные дороги", поскольку иначе пассажирское железнодорожное сообщение между странами было бы прервано. Сейчас оно поддерживается только "Украинскими железными дорогами", да еще парой поездов "Молдавских железных дорог", но они пользуются инфраструктурой и тяговым подвижным составом "РЖД".
Полный железнодорожный бойкот невозможен, слишком много граждан Украины ездят на заработки в Россию и к работающим у нас мужьям. Многочисленные жители России, имеющие родственников на Украине, ездить туда почти перестали, боятся, а мужчин и вовсе украинские пограничники не пускают. Украинские поезда, отправляющиеся с Киевского вокзала Москвы, имеют печальный и странный вид: в полупустых вагонах почти одни печальные женщины.
В чем расчет? Попытка надавить на Россию в переговорах по газу и по долгу? "Ерунда, - категоричен Александр Широв. - На Украине отдают себе отчет, что позиция России после этого станет только жестче. Скорее, чистый пиар".
"Абсолютно демонстративная вещь, - соглашается руководитель направления "Финансы и экономика" Института современного развития Никита Масленников. - Замечены в Крыму? Получите! Игра мускулами и надувание щек. Которые, к сожалению, никак не прибавляют шансов на нормализацию отношений и выполнение Минских договоренностей.
Никита Масленников считает, что украинские санкции осложнят переговоры по трем крупным спорным вопросам - по газу, по украинскому долгу и по имплементации соглашения об ассоциации Украины и ЕС. "Понятно, что России придется как-то реагировать. Для бизнеса все это - дополнительная мотивация выходить из украинских активов и быть внимательнее к украинским контрагентам", - заключает эксперт.