Жесткий портрет небольшого городка, власти которого погрязли в коррупции, а запутавшиеся, вконец деморализованные жители впали в тупое безразличие к собственной судьбе, встраивается в тот же ряд современного социального реализма, образцы которого тем более ценны, что они редки: в этом ряду фильмы Андрея Звягинцева "Левиафан" и "Елена", фильм самого Юрия Быкова "Майор", ставший одним из главных впечатлений Каннского фестиваля. Герой картины, сантехник, пытается в одиночку противостоять системе повязанных друг с другом чиновников, которых аварийное общежитие, грозящее каждую минуту обрушением, волнует гораздо меньше, чем опасность обнаружить свои махинации.
Сценарий "Дурака" написан самим режиссером, и журнал Variety считает, что "эта мощная драма балансирует на грани Кафки и "Клана Сопрано". Журналу вторит автор Film Journal International: "три жанра в одном фильме - напряженная моральная драма, захватывающий триллер и жесткий социополитический портрет России". "Во всем мире кинематографисты находятся сегодня в авангарде атаки на сложившийся статус-кво, - пишет журнал CounterPunch. - 34-летний Быков в авангарде этого авангарда в России".
"В американском кино много героических характеров, которые бросают вызов коррумпированному истеблишменту, но очень немногие американские фильмы так богаты нюансами, как "Дурак" Юрия Быкова, - считает "Director Talk". - Многие эти нюансы и оттенки идут от великолепных актерских работ, которые уводят сюжет далеко от простого столкновения "хороших парней" с "плохими парнями". Мы можем сочувствовать и коррумпированному мэру городка (Наталья Суркова), даже если нас тошнит от ее повадок. Можем восхищаться героем (Артем Быстров), даже если не разделяем его решений. Такой уровень актерской игры меняет наши представления о динамичных, но неясных диалогах фильма, которые иначе читались бы просто как морализаторская пьеса".
В поисках литературных параллелей картине автор Film Comment находит, что самый близкий родственник "Дурака" - драма Ибсена "Враг народа" "об еще одном правдоискателе, который тоже следовал чувству социальной ответственности, но так и не дождался за это благодарности". Журнал видит в фильме влияние румынской школы ("Поза ребенка", "Четыре месяца, три недели и два дня"). "Дурак" сшибает с ног, - продолжает Film Comment, - от него захватывает дух. Быков создает осязаемо гнетущую атмосферу мрачных предчувствий в драме, которая разворачивается за небольшой промежуток времени - с вечера до утра".
Вслед за премьерой в Нью-Йорке российская картина будет демонстрироваться в Санта-Барбаре, Майами, Чикаго и затем - на международном кинофестивале в Сент-Луисе. Фильм прошел в кинотеатрах Бенилюкса и Швейцарии, в Новой Зеландии, Польше, Индии, Шри-Ланки, Бангладеш, Пакистана, Непала, Греции и Кипра; в ноябре "Дурак" выйдет на экраны Франции.
Сейчас Юрий Быков работает над фильмом "Время первых" о космонавте Алексее Леонове. Картина должны выйти на экраны в 2016 году.