22.09.2015 00:44
    Поделиться

    В России полностью компенсировали снижение импорта овощей

    В условиях экономической нестабильности россияне экономят на еде
    Ответные шаги России по ограничению импорта некоторых продуктов питания из стран Европы, принятые в ответ на санкции западных стран, изменили структуру рынка продовольствия.

    - Снижение импортных поставок уже во многом компенсировано за счет продовольствия из стран, которых санкции не коснулись, - сообщил директор департамента регулирования агропродовольственного рынка, пищевой и перерабатывающей промышленности Минсельхоза России Александр Сироткин на международной выставке продуктов питания WorldFood Moscow. - Снижение поставок овощей компенсировано полностью, птицы - на 51%, рыбы и морепродуктов - на 40%.

    Новые условия позитивно повлияли на отечественное сельскохозяйственное производство: в 2014 году оно выросло на 3,7%, а пищевая и перерабатывающая промышленность - на 3,3%. Рост продолжился и в первом полугодии 2015 года. АПК вырос еще на 2,9%: производство мяса увеличилось на 6%, молока - на 3%. Вылов рыбы вырос на 9%, а ее переработка - на 5%. В целом за 10 лет достигнуты неплохие результаты в первичном сельхозпроизводстве. Но для повышения его рентабельности необходимо развивать логистику и переработку, строить современные овощехранилища, оптово-распределительные центры и т.п.

    В связи с падением курса рубля и снижением доходов изменилась и структура потребления, отметила руководитель подразделения Consumer Panel Service компании GFK Елена Самодурова. Потребитель переключается с более дорогих продуктов на более дешевые, реже совершает покупки, отдавая предпочтение промоакциям и товарам со скидками, частным маркам (см. диаграмму). Говядину и мясные деликатесы заменяют другими белковыми продуктами - птицей, свининой, дешевыми колбасами и сортами рыбы, плавлеными сырами и прочей молочкой. Дешевыми картофелем, капустой, свеклой - более дорогие помидоры, сладкий перец, баклажаны. В целом рынок FMCG (товаров повседневного спроса) стагнирует, уверенно растут лишь современные каналы торговли - гипермаркеты, магазины-дискаунтеры, промоакции и т.п.

    Тема снижения потребления и необходимости его стимулировать стала ключевой.

    - В следующем году нас ожидает серьезное падение мясного рынка, - прогнозирует президент Мясного союза России Мушег Мамиконян. - Поэтому государство должно стимулировать спрос. Самый лучший способ - закупки в госрезерв продукции, которая производится в РФ. Не менее эффективной будет и поддержка населения - пусть народ купит себе курицу или свинину. В мясной промышленности надо от субсидирования производства продукции переходить к субсидированию средств производства - кормовых добавок, ветпрепаратов, оборудования для переработки и т.п.

    - Ведомства не понимают, что нужно делать, и не общаются с бизнесом, - высказал претензии руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. - Ошибочно представление, что на рынке продуктов есть импортозамещение, его на самом деле нет. Главная причина падения рынка - девальвация рубля. Мы относимся к числу стран, в которых потребляют много мяса: в 2014 году около 75 кг на душу населения, а в богатых странах этот показатель равен 82 кг. Само по себе снижение потребления до 65 кг не трагично, но для производителя это плохо. Единственный способ повысить потребление - помогать тем, кто нуждается.

    Говоря о поддержке населения, идеологи мясной отрасли, очевидно, имели в виду систему адресной продовольственной помощи для малоимущих - специальных карточек, по которым можно было бы приобретать отечественные или локальные продукты. Ее по поручению правительства готовит минпромторг. Но в аудитории нашелся и оппонент - владелец одного из малых мясоперерабатывающих заводов.

    - Если поддерживать потребление, мы окончательно погубим крестьянство. Индивидуальный предприниматель, который выращивает птицу или свиней на частном подворье, уже не сможет конкурировать с большими предприятиями и просто разорится, - подал он реплику из зала. Однако продолжения темы не последовало, поэтому осталось непонятным, за кого переживал слушатель - за крестьянина или за перспективы своего предприятия, которое работает на таком сырье.

    - Меры господдержки сельхозпроизводителей сыграли свою роль, - напомнил председатель Национального союза производителей овощей Сергей Королев. - Иначе нас ждал бы провал на овощном рынке. Но ввозные пошлины не стимулируют производство овощей, так же как и уровень рентабельности в 9%. Пока экономических условий для инвестиций в отрасль нет - цены на технику и оборудование выросли вдвое, себестоимость возросла, а цены даже упали. Конечно, рост цен на овощи через пару месяцев начнется и продлится всю зиму, но это обычные сезонные колебания.

    - Наша рыбная отрасль может безболезненно заместить импорт, - добавил оптимизма собравшимся президент ассоциации "Рыбопромышленный холдинг "Карат" Владимир Романенко. - До 2014 года 65% вылова шло на внешний рынок. С 2014-го мы перенастроились на внутренний рынок - сейчас на нем реализуется уже 50%. До конца текущего года доведем эту цифру до 60-65%. Но цены на рыбу начали расти еще до санкций, а с ноября 2014 по февраль 2015-го выросли резко.

    - В молочной отрасли невозможно быстро увеличить сырьевую базу, - заметил исполнительный директор Национального союза производителей молока Артем Белов. - После ведения контрсанкций освободилось до 20% рынка. Но значительно увеличился объем некорректно маркированной продукции (поддельной продукции, в которой вместо натурального молока и молочного жира используются растительные жиры. - Прим. авт.). Резко - на 30-40% - выросла себестоимость, хотя пока роста цен нет. Инвестпроекты заморожены, им нужна поддержка, так как деньги могут просто пропасть. Ключевой вопрос - потребление, которое надо стимулировать.

    - Спрос падает каждый месяц, - подтвердил и директор по продажам Агропромышленной группы "Продо" Дмитрий Судариков. - Люди уходят из среднего ценового сегмента в нижний - ключевым фактором остается цена. На этом фоне идет снижение качества - многие пытаются заменить сырье более дешевым, изменить рецептуры продуктов, а это чревато потерей доверия. Мы будем снижать издержки не за счет потребителя.

    На этой невеселой ноте дискуссия и закончилась. Следующего шага предприниматели, видимо, ждут со стороны ответственных ведомств.

    Поделиться