Переход к однолетнему бюджету, одобренный главой государства, предполагает, что уже в ближайшее время он должен быть сверстан хотя бы вчерне. А для этого прежде всего надо решить вопрос об индексации пенсий, а также обосновать, куда в следующем году направить пенсионные накопления наших граждан - в экономику страны или на покрытие вечно дефицитного бюджета ПФР. Без этого правительству не удастся сформировать расходную часть.
Дискуссии по этому поводу ведутся в кабмине уже не первый день. Социальный и экономический блоки неоднократно озвучивали свои позиции по пенсионной тематике. Минфин и минэкономразвития делают ставку на стимулирование экономики, минтруд - на необходимость поддержать Пенсионный фонд. Пока же министры, да и не только они, но и депутаты Госдумы, лоббисты, профсоюзы ходят кругами, внося свои предложения, куда лучше потратить государственные средства. Борьба порой ведется за доли процентов.
Мы представим некоторые точки зрения.
Людмила Преснякова, ведущий специалист Фонда "Общественное мнение":
"Как раз сейчас мы завершаем исследование по теме пенсий и ожиданий населения. Точные результаты будут через неделю, но уже сейчас можно сказать, что большая часть опрошенных людей, родившихся в 1967 году и позднее, при выходе на пенсию намерены рассчитывать только на себя. 78% граждан будут продолжать работать. Более трети населения (34%) только собираются начать откладывать на пенсию, причем не ранее чем через 10 лет, а пятая часть (24%) - не готова копить на пенсию вовсе. При этом 66% предпочитают накопительную систему, то есть чтобы часть пенсионных отчислений уходила на их индивидуальный счет, и всего только 22% выбрали бы вариант распределительной системы".
Умение мыслить сотыми долями процента демонстрирует профессионализм чиновников. Безусловно, справедливое распределение - это важный элемент бюджетного процесса. Но может, все-таки чиновникам следует обратить внимание не на дележку существующих ресурсов, а на их преумножение? И уповать при этом не только на рост нефтяных цен?
Павел Митрофанов, управляющий директор рейтингового агентства RAEX:
"За время функционирования накопительной составляющей пенсионной системы России, введенной в 2002 году, число застрахованных, выбравших для формирования пенсионных накоплений НПФ, достигло 28,1 млн человек, а объем накоплений - 1,7 трлн рублей. При этом отрасль НПФ уже сейчас показала свою эффективность. На среднесрочном горизонте доходность фондов превышает и инфляцию, и доходность государственной УК. А накопления НПФ стали важным источником инвестиций для развития реального сектора экономики".
Где кроются возможности роста, знают и социальный, и экономический блоки правительства. Так, по признанию минтруда, на сегодняшний день около 15 млн экономически активного населения не осуществляет отчисления в государственные фонды. Из них 11-12 млн находятся в сером секторе экономики.
В условиях кризиса, по экспертной оценке, доля занятых в теневой экономике продолжает расти. Пытаясь минимизировать рыночные риски, многие компании идут на неполную занятость или предлагают своим сотрудникам решать вопрос зарплаты "неформально", что позволяет бизнесменам заметно снизить социальные отчисления. За 2015 год Роструду удалось легализовать только 655 тысяч работников. Такими темпами прозрачный рынок труда - с "белыми" зарплатами и официальными отчислениями - сложится у нас не ранее чем через 10-15 лет.
Борис Кравченко, президент КТР, член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека:
"Ситуация в экономике усложняется, и это уже почувствовали на себе миллионы трудящихся по всей стране. Нужно сокращать расходы бюджета, но не за счет уменьшения социальных расходов. Тем более нельзя трогать пенсионные сбережения. Эти деньги люди честно откладывали себе на старость со своих "белых" зарплат, уплачивая все налоги. Они честно трудились, и кризис случился не по их вине. Призвать к ответу надо тех, кто уклоняется от уплаты налогов, кто платит зарплаты "в конвертах", лишая своих сотрудников права на достойную пенсию. 8,4 млн человек работают в сером секторе и не платят взносы в систему социального страхования. Еще 11,8 миллиона платят лишь частично. Больше 20 миллионов простых людей оказываются ущемленными в своих правах по вине работодателя. Мы также категорически против любых разговоров о возможности поднять пенсионный возраст. Размер нынешних пенсий, короткий период дожития, характерный, увы, для нашего рынка труда и пенсионной системы, делают все эти предложения абсолютно циничными. Профсоюзы могли бы подсказать правительству пути решения проблемы расширяющейся дыры в бюджете пенсионного фонда. Необходима системная работа по созданию достойных рабочих мест в реальном и бюджетном секторе. Иной путь ведет к бесправию и острым социальным конфликтам".
В то время как уже сейчас легализация трудовых доходов нужна стране для увеличения государственного бюджета. Понятно, что этот процесс идет нелегко. Но его следует продолжать. По крайней мере, нельзя допустить разрастания теневой экономики и возврата в мутные 90-е годы.
Михаил Емельянов, депутат Госдумы от партии "Справедливая Россия", первый зампред Комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству:
"Легализация рынка труда имеет несколько измерений. Это вопрос и экономического развития, и наполнения государственного бюджета, и социальной справедливости.
Пенсионную нагрузку следует делить между всеми работниками. Это зона личной ответственности каждого из нас, в том числе депутатов Государственной Думы. Народные избранники должны уделить пристальное внимание не только указаниям, куда тратить деньги, но и способам увеличить доходность бюджета нашей страны".
Думается, для этого следует объединить усилия всех заинтересованных сторон. В первую очередь профсоюзов, задача которых состоит в защите законных прав трудящихся, а не в попустительстве ухода предприятий в тень. Профсоюзам следует как минимум четко заявить свою позицию по этому вопросу. Активное участие в легализации рынка труда должны принять и депутаты Государственной Думы. Ведь наше законодательство имеет еще достаточно возможностей для стимулирования работодателей к отказу от серых схем.
Переход в теневую зону - это удар не только по собственному благополучию на склоне лет, но и по сегодняшним пенсионерам. Соглашаясь на неформальные схемы, мы фактически обрекаем стариков на скудное существование.