22.09.2015 00:49
    Поделиться

    Добросовестных предпринимателей освободят от проверок

    О том, как наказывают за налоговые правонарушения, всем давно и хорошо известно - налоговые проверки, огромные штрафы, тюремные сроки и конфискация имущества. А вот о наградах или преференциях тем, кто честно и добросовестно исполняет свои налоговые обязательства, как-то ничего особо и не известно. Хотя можно было предполагать, что кроме наказаний за нарушения могли бы быть и какие-то преимущества за четкое выполнение своих обязанностей.

    Практически все блага, товары, услуги и ценности создаются в сфере бизнеса - именно здесь производятся продукты питания, одежда, энергоресурсы. Предприниматели на свой страх и риск закупают различные товары и предлагают их купить населению, оказывают самые разные услуги по ремонту, доставке, уборке, организации питания, вывозят и утилизируют бытовые и промышленные отходы.

    Бизнес получает при этом прибыль, а государство забирает часть доходов в виде налогов, чтобы защищать, лечить, обучать своих юных граждан и поддерживать в старости пожилых. И надо признать, что в нормальном функционировании социального обеспечения есть и заслуга бизнесменов, своевременно и добросовестно пополняющих казну. Такая ответственная позиция бизнеса по отношению к государству и своим гражданам заслуживает как минимум уважения, а то и поощрения. Ведь без этого поистине золотого фонда бизнеса государство вряд ли смогло бы выполнять все свои обязательства перед гражданами.

    И вот, похоже, наступило время, когда такой "пряник" может быть получен. Сенаторы всерьез обсуждают возможность предоставления преференций тем предприятиям и бизнесменам, которые исправно исполняют свои налоговые обязательства. До снижения налогов и иных финансовых поощрений дело не дошло, но рассматривались административные преференции в виде освобождения от проверок на определенный срок, упрощения или ускорения административных процедур, выделения субсидий, предоставления налоговых отсрочек.

    Вполне вероятно, что в этой идее могло сказаться влияние зарубежных коллег: с прошлого года в Казахстане и Украине было решено поддержать своих предпринимателей и не проводить в течение года налоговые и иные ведомственные проверки на предприятиях малого бизнеса. Результаты подобного решения оказались довольно неоднозначными - одно время даже оказалось, что качество услуг и товаров сильно упало, и органы о защите прав потребителей были вынуждены активнее выявлять очаги подобных нарушений и своевременно предпринимать соответствующие меры реагирования. Однако сейчас в этих странах накопился и благотворный опыт по сокращению административного давления на бизнес и теперь идут дискуссии о продлении сроков таких мораториев.

    Примечательно, что опыт подобных мораториев есть и в России - на Алтае с 1998 года довольно успешно работает программа "Сертификат доверия". Предприятия, получившие такие сертификаты, на один год освобождались от налоговых проверок. В дальнейшем срок освобождения был даже увеличен на 3 - 5 лет.

    Это и неудивительно, если принять во внимание тот факт, что в последнее время налоговые органы не стремятся проверять всех и каждого, а внимательно изучают отчетность и данные по расчетным счетам компаний, чтобы выявить потенциальных злостных неплательщиков налогов. Год от года эффективность проведенных налоговых проверок растет, а их число неуклонно уменьшается - в первом полугодии 2014 года было проведено менее 20 тыс. выездных проверок, а суммы доначисленных по ним налогов и штрафов выросли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года ровно на одну треть.

    Очевидно, что налоговые органы еще до начала проверки довольно хорошо представляют, где могут быть нарушения и какие суммы налогов там удастся взыскать. В этом им помогает разработанная на основе анализа налоговой и бухгалтерской отчетности Концепция системы проведения налоговых проверок, в которой имеются и общедоступные критерии для отбора налогоплательщиков, которых следовало бы проверить очень внимательно, то есть провести выездную проверку. При этом довольно большая часть налогоплательщиков никак не попадает в область особого контроля, поскольку вся их деятельность довольно прозрачна и все обязанности выполняются предпринимателями точно в положенный срок. Таким образом, налоговая служба вполне может признать таких налогоплательщиков сравнительно добросовестными и не включать их в очередной план выездных проверок.

    Видимо, исходя из подобных соображений в апреле этого года Московская областная Дума предлагала внести поправки в Налоговый кодекс, позволяющие освободить малый бизнес не только от ведомственных проверок, но и от налоговых. Законопроект N 759053-6 был включен в примерную программу рассмотрения Госдумы без указания конкретной даты, поэтому без дополнительных импульсов и существенной поддержки этот проект может оставаться в текущей стадии сколь угодно долго. В то же время инициатива со стороны Совета Федерации по созданию золотого фонда современного бизнеса как раз дает надежду на то, что подобные проекты будут обсуждаться, приниматься и расширяться.

    Поделиться