Идея батутного бизнеса родилась в Австралии в начале 2000-х и быстро распространилась по миру. В наиболее развитых странах, например в США, только у одной компании Skyzone открыто более 100 батутных центров. Основное отличие такого центра - большая площадь помещения и наличие батутов с коммерческой сеткой. На российском рынке существует два вида предложения. Первое - это помещения 100-300 кв. м, оборудованные 2-5 спортивными батутами - некое наследие советских батутных залов. Как правило, в таких клубах отсутствуют нормальные раздевалки, душевые, нет бара и комфортного места ожидания. Именно такая картинка возникает в голове у 80% людей, когда они слышат упоминание о батутном зале. У этих залов своя целевая аудитория - это бывшие спортсмены (спортивная акробатика, прыжки на батуте, акробатический рок-н-ролл), любители экстремальных видов спорта (вейкборд, сноуборд), а также родители детей, выбирающие альтернативу спортивной школе. Владельцами таких мест, как правило, являются бывшие спортсмены, имеющие свой взгляд на ведение бизнеса. Инвестиции в такой бизнес невелики: 1-2 млн руб., максимальный годовой оборот - от 3 до 7 млн руб., в зависимости от количества батутов.
Второе предложение - это современные батутные центры. "Минимальная необходимая площадь для такого центра - 600-700 кв. м. У таких центров намного шире целевая аудитория. Центр привлекает любителей активного отдыха, семьи с детьми разных возрастов, людей, ищущих альтернативу фитнес-клубу. Инвестиции в подобный проект - от 15 до 50 млн рублей, оптимальной является площадь в 1200 -1400 кв. м. Срок окупаемости - полтора-два года, в зависимости от проекта", - рассказывает Кирилл Багреев, генеральный директор батутного центра Flip&Fly.
Батутный центр - это новый для России вид активного отдыха, доступный круглый год, в отличие, например, от веревочного парка. По оценкам экспертов, рынок батутных центров у нас пока находится в зачаточном состоянии. "Сейчас нет ни одного крупного игрока на этом рынке. Есть небольшое количество батутных центров, разбросанных по всей стране, как правило, в крупных городах с населением более 500 тысяч человек. Для сравнения: в Австралии и в США батутный центр открывается в городе с населением более 10 тысяч человек", - говорит Кирилл Багреев. Пока на рынке нет серьезной конкуренции, борьба идет скорее за территорию, а не за клиента, спрос превышает предложение. В сезон (октябрь-май) в наиболее популярное время (выходные) попасть в батутный центр становится проблемой. Сегодня даже многопрофильные фитнес-центры открывают такие направления, как скалодром и батут. Только в Москве за последний год открылось не менее 5 залов для скалолазания с различными вариантами оборудования.
"Помимо спортсменов, занимающихся этим видом активности как спортом, появились офисные работники, которые стремятся к видам спорта, близким к экстремальным, дети, для которых это больше развлечение. Батуты - это, как правило, аудитория до 30 лет. Однако в последнее время появились клиенты залов существенно за 30, которые рассматривают это направление физической активности как тренировку гибкости без особенных компрессионных нагрузок", - отмечает Ольга Киселева, директор по развитию сети фитнес-клубов World Gym в России.
Вход в бизнес для скалодромов дороже, чем для батутных центров. Если заказывать оборудование ведущих производителей, то вложения могут достигать десятков тысяч евро. Но сейчас появились российские производители, которые по техническому заданию специалистов производят вполне конкурентоспособные конструкции из наших материалов и, соответственно, в разы дешевле.
"Риски, связанные с техникой безопасности клиента и, соответственно, с уголовной ответственностью предприятия у скалодромов и залов для батута, конечно, существенно выше. Именно поэтому для этих компаний большое значение приобретает как технологизация бизнеса (наличие контроля, страховки клиента), так и юридическое сопровождение. В отличие от фитнеса эти направления деятельности требуют более тщательной технологической и юридической проработки", - говорит Ольга Киселева.
Сейчас появляется больше интересных фитнес-проектов для детей, хотя еще недавно были только спортшколы и детские комнаты - "камеры хранения детей" в фитнес-центрах. Например, современные гимнастические залы с хорошим оборудованием и тренерами. "Этот бизнес очень чувствителен к расходной составляющей, позволяет держать в штате только тех, кто непосредственно участвует в ежедневных бизнес-процессах, бизнес очень подвержен сезонным колебаниям. Я бы не назвал его высокомаржинальным. Надо быть очень аккуратным в расходах, чтобы оставаться эффективным", - полагает Илья Сидоров, основатель и руководитель сети "Европейский Гимнастический Центр". По его мнению, в перспективе этот сегмент рынка станет еще больше локализованным, привязанным к определенному району.