Как производителям одежды в ЮФО вытеснить импортный ширпотреб

Текстильная и швейная промышленность юга демонстрирует прямо-таки катастрофические темпы падения. Снижение объема производства на Дону за последние восемь месяцев составило около 75 процентов, в соседней Волгоградской области - минус 85. Это в несколько раз хуже среднероссийских показателей. При этом в начале года на фоне девальвации рубля многие эксперты прогнозировали рост производства.

На дне

Импортозамещение в текстильной и швейной промышленности на прошлой неделе стало предметом обсуждения в Торгово-промышленной палате Ростовской области. По словам замруководителя департамента потребительского рынка региона Артема Хохлова, сегодня продукция на потребительском рынке Ростовской области представлена в основном импортом. Причем 50 процентов - это продукция, произведенная в Китае. И удешевление рубля ситуацию не сильно изменило.

Как отметил начальник управления промышленности министерства промышленности и энергетики области Андрей Фролов, наоборот, из-за кризиса люди прежде всего стали экономить на покупке нового наряда или очередной кофточки: можно походить и в старой. Кроме того, большая часть сырья и аксессуаров все равно покупается производителями одежды за рубежом.

- Мы сильно потеряли в первом полугодии на курсовой разнице, - говорит заместитель генерального директора ООО "Камышинский текстиль" (Волгоградская область) Андрей Шеин. - Дело в том, что сырье, хлопок, мы покупаем в Узбекистане и Казахстане за доллары. А продавали свою продукцию в России и Беларуси за рубли.

Компания производит пряжу, палаточное полотно, суровую бязь и постельное белье.

- Сейчас мы перевели свои контракты в доллары, но на переговоры и заключение новых договоров потребовалось время, - продолжает Шеин. - Кроме того, на предприятии сейчас идет масштабная модернизация, банковские кредиты обходятся дорого, и это тоже приносит убытки. Оборудование мы закупали в Германии, то есть кредитные договоры - в валюте. Ситуация действительно была тяжелая, но сейчас нам удалось ее стабилизировать.

- Падение текстильного производства в Ростовской и Волгоградской областях выделяется на фоне общероссийских показателей. Это обусловлено особенностями структуры местной легкой промышленности, сильно зависящей от импорта (а значит, и курса валюты) и чувствительной к потребительскому спросу, - говорит аналитик инвестиционного холдинга "Финам" из Краснодара Тимур Нигматуллин. - Но, вероятно, по итогам года падение будет не столь заметным благодаря недавнему запуску промышленного производства ткани для нужд оборонки в городе Шахты.

О том, что отрасль "нащупала дно", говорят сейчас многие бизнесмены. Если в конце 2014 года доля отечественных производителей составляла 19,5 процента, то по итогам первого квартала 2015 года - уже 22,4.

- Сейчас наша продукция - и пряжа, и ткани - уходит с колес, покупатели в очередь становятся, - отмечает Шеин. - Обычно летом всегда отмечался спад реализации, но в этом году закрылось довольно много текстильных предприятий, в том числе и фабрики в Иваново. Их клиенты перешли к нам. Поэтому мы надеемся, что итоги года будут неплохие.

Международный эксперт ЮНИДО по проектам в легкой промышленности в России и странах СНГ Дарья Ядерная считает, что в связи с закрытием магазинов уходит часть зарубежных брендов, но растет спрос на отечественную продукцию. По ее мнению, импортозамещение в отрасли может развиваться по нескольким направлениям. Первое - крупные отечественные ретейлеры переориентируются с полной закупки товаров за рубежом на частичное размещение заказов на российских фабриках. Второе направление - разработка собственных торговых марок (СТМ). Третье - замещение импорта в сегменте дизайнерской одежды, обуви и аксессуаров.

Своя рубашка

Примечательно, что Россия производит около 90 процентов потребляемых натуральных тканей и импортирует 80 процентов всей синтетики. Львиную долю этого объема составляет технический текстиль, который почти полностью делается из синтетических волокон. Поэтому организация собственного производства полиэтилентерефталата текстильного назначения - одна из главных задач, которую отрасли придется решать в ближайшее время.

- Швейная отрасль должна развиваться при поддержке государства. Ведь одежда и обувь - это товары первой необходимости наравне с продуктами питания, - считает владелица ростовского Дома моды Елена Грималовская. - Кроме того, именно в швейных мастерских могут быть задействованы люди, оставшиеся без работы в самых отдаленных уголках страны или региона.

Недавно в Ростовской области создан кластер легкой промышленности. Это продиктовано дефицитом инновационных материалов и готовой продукции российского производства, говорят эксперты. При выборе региона для размещения производства рассматривалось несколько вариантов, но остановились на Ростовской области, обладающей развитой инфраструктурой и богатыми ткацкими традициями. В Шахтах летом этого года завершен проект создания производства высокотехнологичного текстиля из синтетических волокон. Планируемый объем выпуска - 15 миллионов квадратных метров ткани в год, а по качественным характеристикам эта продукция превзойдет мировые аналоги, обеспечив потребности Министерства обороны России и ряда крупных промышленных компаний. Общий объем инвестиций превысил три миллиарда рублей, работу здесь получили почти 2,5 тысячи человек. По словам министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, раньше ткани такого качества в России не производились, а только импортировались.

Участники рынка также отмечают растущий интерес иностранных производителей на размещение своих заводов в России. Для многих европейских брендов наша страна является значимым рынком, продажи в нашей стране приносят некоторым более 50 процентов дохода, что делает потерю такого рынка сбыта критической. Как стало известно "РГ", сразу несколько иностранных компаний рассматривают возможность размещения своих предприятий в ЮФО.

Кстати

Ростовская область известна феноменом известного предпринимателя Владимира Мельникова, сумевшего еще в застойные 1980-е годы первым в стране наладить официальное производство дефицитных джинсов. Да еще где, в маленьком заштатном Новошахтинске. Вот когда пролетела первая ласточка настоящего "импортозамещения". Тогда мало кто верил, что ему удастся выдержать конкуренцию настоящих "левайсов". Однако спустя несколько лет смельчак стал владельцем единственного бренда одежды в списке полусотни российских брендов, продажи которых, по оценке Forbes, превышали пять миллиардов рублей в год. А решительный поворот к розничным продажам и создание сети собственных магазинов окончательно закрепил успех предприятия, которое чувствует себя неплохо во все времена.