Посмотрев на сниженные процентные ставки выплат по испанскому подоходному налогу (минимальная ставка 19%, а максимальная - 45%), многие наши соотечественники невольно возрадуются тому, что являются российскими налогоплательщиками и имеют возможность уплачивать налог по единой ставке 13%.
На этом фоне наш подоходный налог видится как безусловно стимулирующий налоговое резидентство России и профессиональный рост отдельно взятого человека. Кроме того, единая шкала подоходного налогообложения стимулирует социальную активность бизнеса: раз богатые и бедные платят налог по одинаковой ставке, значит, бизнес обязан помогать менее защищенным слоям, участвуя в соответствующих проектах и оказании благотворительной помощи.
В последнее время бытует мнение, что "в целом у нас налоговое бремя небольшое, но для бизнеса оно избыточное, а для граждан, наоборот, низкое по сравнению с другими странами" - такой тезис прозвучал на очередном съезде "Деловой России" и потом долго обсуждался. Очевидно, в развитие тезиса, а также учитывая экономически нестабильное время, "волны" пошли и вокруг 13-процентной ставки налога на доходы физических лиц. Так, этим летом группа депутатов Госдумы пока еще только предложила внести поправку в ст. 244 Налогового кодекса, которая предполагала бы повышение с 13 до 30% ставки налога на доходы физических лиц, чей годовой доход превысит 12 млн руб. По их подсчетам, это затронет около 0,2% населения, при этом экономический эффект прогнозируется на уровне 300-500 миллиардов рублей ежегодно (при среднегодовых поступлениях в консолидированный бюджет от этого налога около 2,6 триллиона рублей).
Собранные суммы планируется направить на развитие Крыма и Севастополя, таким образом дополнительные 17% для этих людей могут стать аналогом налога солидарности, который действовал для экономической стабилизации вошедших в состав ФРГ земель бывшего ГДР (его ставка для жителей западных земель была установлена на уровне 5,5 процента, планировалось, что налог будет взиматься в течение года, однако он действует и поныне). Его законность неоднократно оспаривалась в Германии, а финансовый суд Нижней Саксонии даже поддержал его отмену. Однако Верховный суд ФРГ публично осудил такие попытки, а в 2010 году Федеральным финансовым судом Германии налог солидарности был признан конституционным, что пока поставило точку в спорах и увеличило число его поклонников в других странах.
Однако приведенные цифры, выражающие ожидаемый экономический эффект от введения повышенной налоговой ставки, представляются явно завышенными. Во-первых, не думаю, что столько людей имеют у нас доход свыше одного миллиона рублей в месяц. А во-вторых, не факт, что те, кто имеет такой доход, его добросовестно задекларирует для того, чтобы заплатить больше налогов. Таким образом, с фискальной точки зрения вполне может получиться конфуз. Да и повышенная налоговая ставка мало того, что увеличит расходы юридических лиц, но и простимулирует уход высокооплачиваемых специалистов и топ-менеджеров из российской юрисдикции (например, в Казахстан или Белоруссию), а самозанятые граждане, которые по каким-то причинам не воспользовались патентной системой, приложат все усилия, чтобы остаться в категории плательщиков НДФЛ по 13-процентной ставке.
Кроме того, можно отметить и иные негативные последствия такого шага: уменьшение склонности населения к сбережению средств, снижение количества и сумм банковских вкладов, а также кредитоспособности населения. По большому счету граждане и некоторые сегменты бизнеса на протяжении всего текущего года платят растущий "налог", обусловленный снижением курса рубля и растущей инфляцией. А в финансовом секторе рост налоговой нагрузки отразится в первую очередь на уменьшении доли безналичных расчетов.
Чуть ранее о необходимости повышения подоходного налога из-за дефицита бюджета говорили в минфине - есть предложение повысить НДФЛ на 1-2% для всего работающего населения. Однако одним из главных достижений российской налоговой системы является единая 13-процентная ставка налога на доходы физических лиц, обозначающая вектор на транспарентную систему выплаты заработной платы, сбережения ценных и уникальных специалистов.
Законопроект, бесспорно, является шагом к прогрессивному налогообложению, пусть даже целесообразность его введения и обосновывается с патриотических позиций. Однозначно и то, что прогрессивное налогообложение - бремя для людей со средними доходами, а прогрессивная шкала может спровоцировать уход от налогов, перетекание зарплатного фонда в серый и черный секторы экономики, существенное снижение экономической и потребительской активности населения.