22.09.2015 00:45
    Поделиться

    Эксперт: Затраты на инновации у банков растут все быстрее

    В погоне за модой на инновации банкирам не стоит забывать о том, что новые технологии не существуют сами по себе - они должны поддерживать какую-то задачу. Например, помогать в привлечении новых клиентов или оптимизации издержек.

    Однако пока для многих банков инновации остаются бонусной "фишкой", а основной доход приносят традиционные механизмы предоставления услуг и классические продукты. При этом затраты на такие "фишки" огромны и с каждым годом только увеличиваются, отметили эксперты II международной конференции "Информационные технологии в финансовых институтах".

    По данным IDC, в этом году только в США розничные банки потратят на развитие ИТ-инфраструктуры и электронных услуг 16,6 млрд долл. Ежегодно банковские ИТ-бюджеты увеличиваются на 4%, а доля инвестиций в развитие электронного банковского бизнеса в общей структуре ИТ-бюджета растет в 2,5 раза быстрее. Инвестиции в облачные технологии выросли в четыре раза по сравнению с 2013 годом. По словам директора департамента аппаратных решений IBM Systems в России и СНГ Дениса Решина, ИТ в любой сфере - банковской, страховой, производственной и т.д. - движется в сторону совершенствования работы с данными. "Данные - это новый природный ресурс. 90% их было сгенерировано в последние два года. Правильное их использование становится критичным конкурентным преимуществом", - считает он. Количество устройств (смартфонов, планшетов и т.д.) постоянно растет, "озеро данных" увеличивается, и задача банкиров - извлечь из этого массива новую добавленную стоимость.

    Повышение качества данных и умение работать с ними может помочь банку более эффективно взаимодействовать с существующей клиентской базой и привлекать новых клиентов. Например, формировать предварительно одобренные кредитные предложения. "Выхлоп" от таких предложений может составлять, по оценкам самих банкиров, от 10 до 15%. В ИТ-стратегии нужно ставить конкретные цели и KPI - все можно "померить", считает заместитель директора дирекции информационных технологий Росбанка Александр Комаров. По его словам, инновации ради инноваций не нужны: если нет продукта или идеи, сама по себе технология прибыль не увеличит. В финансовом бизнесе инновация должна идти от идеи: прежде чем что-то внедрять, нужно понять, что вы собираетесь продавать (то есть должна быть расширена продуктовая линейка) и кому (за счет кого увеличится клиентская база).

    В региональных банках, например, большинству клиентов не до инноваций. Опыт Крайинвестбанка, работающего в Краснодарском крае, показывает, что чем дальше от Краснодара, тем востребованность интернет-банка ниже. "Где есть отделения, там есть бизнес", - отметил представитель банка. Участники конференции согласились с тем, что пока в рознице доминируют банки, у которых больше отделений. Хотя эффективность работы этих отделений - отдельный вопрос. В Москве и других крупных городах чем реже требуется физическое присутствие в банке, тем лучше. Однако для миллионов жителей страны отделение - по-прежнему единственная возможность получить банковские услуги. Кроме того, всегда останутся такие операции, при которых необходимо присутствовать в банке лично. "Думаю, никто не хочет открыть вклад на крупную сумму и не получить при этом никакой бумажки, документального подтверждения", - отметил вице-президент, заместитель директора департамента информационных и банковских технологий ВТБ24 Денис Гузовский.

    Многие ИТ-процессы усложняются, и перед банками встает вопрос, не являются ли затраты на ИТ избыточными. Актуальности этому добавляет и давление на ИТ-бюджет из-за курсовых колебаний - основные закупки идут в долларах и евро, поэтому оптимизация затрат становится нетривиальной задачей. Один из участников конференции привел в пример опыт европейских банков, в которых любая система "выжимается" полностью, пока все инвестиции, в нее вложенные, не будут "отбиты". Поэтому отдельные ИТ-системы существуют по 30-40 лет. А в тех ситуациях, когда банк принимает решение перевести все процессы на виртуальную платформу, основное требование - чтобы все старые приложения работали, никаких резких скачков не допускается. В российских банках происходит то же самое, рассказал Денис Гузовский. Новые технологии внедряются, при этом сохраняются существующие. По оценкам экспертов, на каждые десять внедряемых новых систем приходится одна, выводимая из эксплуатации.

    Поделиться