22.09.2015 00:45
Поделиться

Эксперт: Затраты на инновации у банков растут все быстрее

В погоне за модой на инновации банкирам не стоит забывать о том, что новые технологии не существуют сами по себе - они должны поддерживать какую-то задачу. Например, помогать в привлечении новых клиентов или оптимизации издержек.

Однако пока для многих банков инновации остаются бонусной "фишкой", а основной доход приносят традиционные механизмы предоставления услуг и классические продукты. При этом затраты на такие "фишки" огромны и с каждым годом только увеличиваются, отметили эксперты II международной конференции "Информационные технологии в финансовых институтах".

По данным IDC, в этом году только в США розничные банки потратят на развитие ИТ-инфраструктуры и электронных услуг 16,6 млрд долл. Ежегодно банковские ИТ-бюджеты увеличиваются на 4%, а доля инвестиций в развитие электронного банковского бизнеса в общей структуре ИТ-бюджета растет в 2,5 раза быстрее. Инвестиции в облачные технологии выросли в четыре раза по сравнению с 2013 годом. По словам директора департамента аппаратных решений IBM Systems в России и СНГ Дениса Решина, ИТ в любой сфере - банковской, страховой, производственной и т.д. - движется в сторону совершенствования работы с данными. "Данные - это новый природный ресурс. 90% их было сгенерировано в последние два года. Правильное их использование становится критичным конкурентным преимуществом", - считает он. Количество устройств (смартфонов, планшетов и т.д.) постоянно растет, "озеро данных" увеличивается, и задача банкиров - извлечь из этого массива новую добавленную стоимость.

Повышение качества данных и умение работать с ними может помочь банку более эффективно взаимодействовать с существующей клиентской базой и привлекать новых клиентов. Например, формировать предварительно одобренные кредитные предложения. "Выхлоп" от таких предложений может составлять, по оценкам самих банкиров, от 10 до 15%. В ИТ-стратегии нужно ставить конкретные цели и KPI - все можно "померить", считает заместитель директора дирекции информационных технологий Росбанка Александр Комаров. По его словам, инновации ради инноваций не нужны: если нет продукта или идеи, сама по себе технология прибыль не увеличит. В финансовом бизнесе инновация должна идти от идеи: прежде чем что-то внедрять, нужно понять, что вы собираетесь продавать (то есть должна быть расширена продуктовая линейка) и кому (за счет кого увеличится клиентская база).

В региональных банках, например, большинству клиентов не до инноваций. Опыт Крайинвестбанка, работающего в Краснодарском крае, показывает, что чем дальше от Краснодара, тем востребованность интернет-банка ниже. "Где есть отделения, там есть бизнес", - отметил представитель банка. Участники конференции согласились с тем, что пока в рознице доминируют банки, у которых больше отделений. Хотя эффективность работы этих отделений - отдельный вопрос. В Москве и других крупных городах чем реже требуется физическое присутствие в банке, тем лучше. Однако для миллионов жителей страны отделение - по-прежнему единственная возможность получить банковские услуги. Кроме того, всегда останутся такие операции, при которых необходимо присутствовать в банке лично. "Думаю, никто не хочет открыть вклад на крупную сумму и не получить при этом никакой бумажки, документального подтверждения", - отметил вице-президент, заместитель директора департамента информационных и банковских технологий ВТБ24 Денис Гузовский.

Многие ИТ-процессы усложняются, и перед банками встает вопрос, не являются ли затраты на ИТ избыточными. Актуальности этому добавляет и давление на ИТ-бюджет из-за курсовых колебаний - основные закупки идут в долларах и евро, поэтому оптимизация затрат становится нетривиальной задачей. Один из участников конференции привел в пример опыт европейских банков, в которых любая система "выжимается" полностью, пока все инвестиции, в нее вложенные, не будут "отбиты". Поэтому отдельные ИТ-системы существуют по 30-40 лет. А в тех ситуациях, когда банк принимает решение перевести все процессы на виртуальную платформу, основное требование - чтобы все старые приложения работали, никаких резких скачков не допускается. В российских банках происходит то же самое, рассказал Денис Гузовский. Новые технологии внедряются, при этом сохраняются существующие. По оценкам экспертов, на каждые десять внедряемых новых систем приходится одна, выводимая из эксплуатации.