У специалистов Мурманского морского биологического института (ММБИ) РАН и Южного научного центра РАН иные "кадры": северные морские котики, серые и гренландские тюлени, кольчатая нерпа, морские зайцы, сивучи. Эксперименты с этими животными проходят не в комфортных условиях теплых морей, а в самом что ни на есть экстриме. Вода до минус 1,7 градуса по Цельсию, воздух до минус 30 градусов, морские льды, шторма и жестокая полярная ночь.
Но если для этих животных подобные условия вполне привычны, то зачем такие испытания людям? По словам директора ММБИ РАН, академика Геннадия Матишова, только эта команда подводных обитателей может помочь человеку на Севере решить задачи, пока ему непосильные. Это становится особенно актуально сейчас и в ближайшем будущем. Ведь Россия намерена активно осваивать Арктику. Значит, придется опускаться на большие глубины, где огромные давления, темнота, холод, где быстро затухают радиосигналы, управляющие роботами. А для животных это родная стихия. Говоря образно, чувствуют себя здесь как рыба в воде. Они без труда преодолевают большие расстояния, хорошо ориентируются на больших глубинах. Им не страшна кессонная болезнь - угроза для всех подводных пловцов.
Но приобщить этих существ к делу очень сложно. Ведь ранее никто в мире не брался тренировать этих северных обитателей. Животных привозили из Баренцева, Карского, Белого, Черного и дальневосточных морей. Аналогов научно-экспериментальной базе в поселке Дальние Зеленцы, что в Заполярных широтах, в мире не существовало.
Понадобились годы тренировок, чтобы понять специфику животных, их сильные и слабые стороны, научить выполнять различные задания. Исследования продолжались в специально построенном Мурманском океанариуме, в Кольском заливе близ города Гаджиева. Конечно, начальный период самый сложный. Животное учится подходить к тренеру, нырять и выходить на помост по команде.
- У каждого из наших животных своя специализация, - поясняет доктор биологических наук ведущий научный сотрудник Института аридных зон ЮНЦ РАН (г.Ростов-на-Дону) Виктор Войнов. - В зависимости от нее они могут обнаруживать и маркировать металлические предметы, двигаться за быстроходным катером, доставлять подводным пловцам сменные баллоны с воздухом, инструментами и материалами.
Элита среди этих северных животных тюлени. Они настоящие "нюхачи". Чуют запах сульфида этана, который издают рыбы. А значит, могут наводить рыболовецкие суда на большие косяки.
Обоняние помогает искать разливы нефти при авариях газо- и нефтепроводов и танкеров. Тюлени "сообщают" об этом людям, приводят за собой спасательные команды, устанавливают маркеры, доставляют пострадавшим медикаменты, пищу, средства спасения, транспортируют пострадавших на базу. А есть специальная группа животных, которая ведет разведку и мониторинг арктических морей.
Конечно, животные работают не только на гражданке, они "служат" в оборонке. Одна из главных задач - борьба с подводными диверсантами. Спецкоманда научилась срывать с них дыхательный аппарат, а затем транспортировать "врага" к берегу.
А может его травмировать с помощью специальной металлической пластины, прикрепленной к спине. Человеку бороться с этими существами практически невозможно. Особенно если на страже закона плавает сивуч весом в целую тонну.
- Но есть серьезная проблема, ведь животные не различают "своего" и "чужого", - говорит Виктор Войнов. - Мы долго искали, как научить наших помощников работать только против "чужих". Тренеры выполняли роль "нарушителя" при дрессировке животных. Это требует смелости, выносливости и знания особенностей поведения необычных "учеников". Перепробовали множество вариантов. И, наконец, нашли такие маркеры, которые понятны животным. Тюлени успешно обучаются атаковать водолазов, у которых либо нет маркера, либо он другой.
О своем уникальном опыте ученые Мурманского морского биологического института и Южного научного центра РАН рассказали в первом в России руководстве по подготовке морских млекопитающих для работы в Арктике. Естественно, что туда вошли только данные, с которых снят гриф "секретно".