Открыла фестиваль работа лаборатории "Асфальт-театр" из Новосибирска. Режиссер Сергей Чехов театральным языком пересказал сюжет кинохита Квентина Тарантино "Бешеные псы". В крошечном пространстве Боярских палат сцена застелена белой пленкой - по ходу иронического макабра ее заливают густой алой краской. Переодевшись в черные костюмы и назвавшись именами тарантиновских героев, персонажи не перестанут быть узнаваемыми типажами русских дворовых мальчишек, играющих в опасные игры; вместе с ними и актеры азартно соревнуются перед зрителями.
Взяв для постановки в Калужской облдраме пьесу Василия Сигарева "Гупешка", выпускница ГИТИСа Виктория Печерникова довела характеры, и так шаржированные, до мыльно-сериальных карикатур. Самый яркий из них - блаженной Томы, психически раздавленной мужем-садистом, - комично, пронзительно и бесстрашно воплощает Ирина Якубенко.
Рок-н-ролльный дух фестиваля, заданный первым спектаклем, был своеобразно аранжирован в "Вороне" Новосибирского "Глобуса", "Москве-Петушках" ярославского Театра им. Волкова и, наконец, в едва ли не самом долгожданном в Москве - "СашБаше" екатеринбургского Центра современной драматургии.
Сумрачная сказка Гоцци у Ивана Орлова сыграна - скорее, станцована - в почти монохромном решении, на пустом планшете, среди листов белой бумаги и тонкой жести, стильно, иронично, темпераментно. Текст Венедикта Ерофеева Денис Азаров смонтировал с западными рок-хитами и с видеорядом сцен из советских комедий на тему алкогольного трипа.
Екатеринбургский "СашБаш" приехал после скандала со снятием с номинаций на "Золотую маску". Его показ стал победой искусства и здравого смысла. История жизни Александра Башлачева доведена до обобщенности мифа. Энергия спектакля высекается из столкновения эпох и личностей. 1980-е и 2010-е, Башлачев, свердловский рок - и команда музыкантов группы "Курара" и актеров "Коляда-театра". Спектакль соткан из цитат советского времени - газетные передовицы, аудиозаписи, письма тех лет туго сплетены с ритмами и рифмами дня сегодняшнего. Олег Ягодин в череде напряженных мерцаний от образа Башлачева к себе самому поднимается до высокого символа поэта вообще, обреченного и победительного. Константин Итунин - камертон спектакля, задающий масштаб происходящему пронзительным чтением лермонтовской "Смерти поэта"; трикстер, сшивающий пространства и эпохи резкими, шарнирными движениями, собеседник, друг, бес. В финале звучит башлачевское "Время колокольчиков" - с экрана его поет неведомый деревенский юродивый с яростью, которая сильнее дат, эпох и смерти. "Рок-н-ролл - славное язычество" - стихия свободы, она питается от русских корней, она жива и в столице, и провинции, в чем и позволил убедиться фестиваль.