23.09.2015 00:41
    Поделиться

    Ревель-Муроз: Санкции не повлияли на нефтепроводный транспорт России

    Управление сложнейшей системой транспорта нефти и нефтепродуктов невозможно без использования самых передовых разработок в сфере высоких технологий. При этом именно на этой сфере может сказаться введенный против России санкционный режим. О том, как развивается отраслевая наука и решается проблема импортозамещения, рассказывает вице-президент компании "Транснефть" Павел Ревель-Муроз.

    РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА: "Транснефть", как и многие другие наши компании, взяла курс на импортозамещение. Насколько успешно этот курс реализуется?

    ПАВЕЛ РЕВЕЛЬ-МУРОЗ: Дело в том, что этот курс взят нашей компанией не вчера и даже не позавчера. Техническая политика замещения закупок импортной продукции продукцией отечественного производства реализуется "Транснефтью" уже достаточно долго. Последние 10 лет мы целенаправленно разрабатывали отечественные технологии и основное оборудование для нефтепроводного транспорта России, чтобы они пришли на смену лучшим мировым аналогам. Поэтому санкции Запада не оказали заметного влияния на производственную деятельность нефтепроводного транспорта страны.

    Для разработки или изготовления новых технических средств и оборудования компания привлекает передовые российские предприятия, в числе которых НПО "Энергомаш", "Курганхиммаш", "НПФ "ЦКБА", "Турбонасос", "Красный пролетарий", "ЧТПЗ", "НПП "Атомконверс" и другие. Используем мы и наш собственный промышленный потенциал - заводов и баз производственного обслуживания компании "Транснефть", на которых налажено серийное производство 2325 наименований продукции.

    Ежегодно 30-40% объема финансирования плана НИОКР составляют научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки по созданию импортозамещающего оборудования и материалов. Для их реализации привлечены академические и научно-исследовательские институты, научно-производственные предприятия и заводы.

    В результате доля импорта в структуре закупок "Транснефти" составляет сейчас 10% от их общего объема. За счет импортозамещения уже исключены закупки труб, металлоконструкций, резервуарного оборудования, запорной и регулирующей арматуры, кабельно-проводниковой продукции, электроприводов, трансформаторных подстанций, а также оборудования систем пожаротушения.

    РГ: Но ведь все равно остается какая-то, пусть малая, доля оборудования, которую сегодня необходимо закупать за рубежом. Как компания выходит из этой ситуации?

    ПР-М: Конечно, нельзя не признать: по некоторым видам оборудования, в частности по насосному, приборам учета количества и качества нефти и нефтепродуктов, химическим реагентам для увеличения пропускной способности нефтепроводов, антикоррозионным покрытиям, российская система магистрального трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов от импортных поставок все еще зависит. Например, доля импортного оборудования в поставках магистральных и подпорных насосных агрегатов составляет 96%. Их производство осуществляется на Украине с применением литых корпусных деталей, изготовленных в Корее.

    Эти виды оборудования имеют большое значение для работы системы магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов. Поэтому "Транснефть" подготовила и реализует программу локализации производства импортной продукции на территории РФ. Речь идет о создании в нашей стране предприятий с полной локализацией циклов производства оборудования и материалов с целью снижения зависимости от импортных комплектующих и материалов за счет привлечения альтернативных производителей, в частности из государств Азиатско-Тихоокеанского региона. Реализация программы обеспечит необходимый уровень технологической безопасности магистрального транспорта нефти и нефтепродуктов в нашей стране.

    Для замещения импортного оборудования продукцией производства нашей компании мы реализуем целый комплекс мероприятий: это и НИОКР, нацеленные на решение этой задачи, и испытание на объектах организаций системы "Транснефть" разрабатываемого оборудования, и создание на территории нашей страны совместных предприятий, осуществляющих производство оборудования и материалов для объектов магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов.

    РГ: Есть ли уже на выходе какие-то конкретные результаты?

    ПР-М: Конечно. К примеру, доля импортной продукции в составе систем измерения количества и качества нефти (СИКН), приобретаемых сейчас "Транснефтью", - более 28%. Поэтому в рамках НИОКР компании осуществляется разработка конструкторской документации на типоразмерный ряд измерительных линий с изготовлением опытных образцов СИКН с улучшенными характеристиками.

    Серийное производство СИКН будет вестись на заводе "Транснефтемаш", это дочернее предприятие "Транснефть - Верхняя Волга". При разработке СИКН предусмотрены создание и освоение серийного производства российскими компаниями целого ряда средств измерений, имеющих улучшенные точностные характеристики, которые превосходят современные зарубежные аналоги. Речь идет, в частности, о преобразователях расхода, имеющих стабильные метрологические характеристики в широком диапазоне вязкости и плотности нефти, о трубопоршневой поверочной установке (ТПУ), о преобразователях плотности.

    В результате уже в этом году мы можем полностью, на 100%, перейти на закупку отечественного оборудования для ТПУ, а в 2016-м - для преобразователей расхода, преобразователей вязкости и преобразователей плотности.

    Расширение локализации производства по таким направлениям, как оборудование, вычислительная техника и коммутационное оборудование, является общей задачей для всех отраслей промышленности. К 2020 году программа локализации обеспечит сокращение доли применяемой в компании "Транснефть" импортной продукции до 3%.

    Планируется полностью локализовать производство магистральных и подпорных насосов, присадок для увеличения пропускной способности, материалов для антикоррозионного покрытия, оборудования для обеспечения учета количества и качества перекачиваемой нефти и нефтепродуктов, электронных компонентов для производства диагностических приборов, оборудования для систем автоматизации нефтеперекачивающих станций, для обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования, пожарной безопасности объектов.

    РГ: А в транспорте нефтепродуктов есть примеры таких же удачных отечественных разработок?

    ПР-М: Упомянутый мною завод "Транснефтемаш" в прошлом году уже освоил серийное производство отечественных мобильных СИКН, предназначенных для коммерческого учета светлых нефтепродуктов - дизельного топлива, авиационного керосина, автомобильного бензина, - при их сдаче по трубопроводам-отводам на попутные нефтебазы сторонних организаций. Эта система, исключающая влияние действий персонала (так называемого человеческого фактора) при проведении товарно-учетных операций, была разработана в рамках плана НИОКР компании "Транснефть".

    В СИКН используется прямой динамический метод измерений массы нефтепродуктов с пределом допустимой погрешности 0,25%. Для сравнения: косвенный метод статических измерений по резервуарам нефтебазы, не предполагающий применения СИКН, дает вдвое больший предел допустимой погрешности - 0,5%. Конструкция системы позволяет переустанавливать ее на другие нефтебазы при условии, что там есть узел подключения, построенный в соответствии с типовыми проектными решениями.

    На мобильную СИКН получен патент. Система внедрена на предприятии "Мостранснефтепродукт", а "Транснефтепродукт - Самара" использует уже семь таких установок.

    К 2020 году программ а локализации обеспечит сокращение доли применяемой импортной продукции до 3 процентов

    Кроме того, в плане внедрения инновационных разработок при транспортировке нефтепродуктов проводится целый комплекс технических мероприятий для оптимизации процессов перекачки и хранения на основе современных программных комплексов. Реализуются передовые решения при строительстве новых и реконструкции существующих резервуаров. Проводится реконструкция и модернизация теплогенерирующего и электрооборудования. Разработаны и внедряются мероприятия, направленные на сокращение потребления электроэнергии и уменьшение ее стоимости. Все энергопринимающее оборудование оснащается коммерческой системой учета электроэнергии, позволяющей обеспечить электроснабжение наших станций с оптового рынка за меньшую стоимость. На магистральных насосах устанавливаются частотно-регулируемые приводы. Это снижает потребление электроэнергии и позволяет оптимизировать режимы перекачки.

    Компания "Транснефтепродукт" выступает заказчиком новых НИОКР на 2015-2016 годы по таким темам, как исследование свойств материалов основных деталей и износостойких покрытий шиберов задвижек, разработка автоматизированной системы контроля пожарной безопасности, анализ технического состояния и режимов эксплуатации магистральных насосных агрегатов, разработка методики расчета массы нефтепродуктов в линейной части магистральных нефтепродуктопроводов и другим.

    РГ: Какую роль в этой работе играет ваша отраслевая наука - институты "НИИ "Транснефть" и "Гипротрубопровод"?

    ПР-М: В ходе реализации программы локализации очень большое значение, как я уже сказал, имеют НИОКР, направленные на создание импортозамещающего оборудования и материалов. И "НИИ Транснефть", как головная организация компании в этой сфере, самым активным образом участвует в данной программе по этим направлениям.

    Институт проводит оценку технической возможности отечественных предприятий выпускать необходимую нам продукцию, экспертизу технической документации на соответствие нормативным требованиям "Транснефти". Он является основным исполнителем плана НИОКР компании, разрабатывает технические задания на их выполнение, заключает соглашения о сотрудничестве с предприятиями-изготовителями, задействованными в программе локализации, проводит лабораторные, заводские и промышленные испытания продукции.

    "Гипротрубопровод", являясь генеральным проектировщиком компании "Транснефть", также принимает активное участие в реализации программы локализации. При разработке проектов его специалисты более тесно взаимодействуют с отечественными производителями: все технические решения принимаются в первую очередь исходя из характеристик оборудования и материалов, выпускаемых в России. В некоторых случаях технические решения, ранее ориентированные на импортного производителя, корректируются. Создается база данных по отечественным производителям оборудования и материалов. В дальнейшем работа по проектированию будет направлена на полное применение отечественного оборудования и материалов.

    РГ: В будущем году должно завершиться строительство нефтепровода Заполярье - Пурпе. Насколько оправдали себя на практике инновационные решения, разработанные для этого проекта?

    ПР-М: Напомню, что особенность и даже уникальность этого проекта состоит в комбинации надземного и подземного способов прокладки в условиях вечной мерзлоты.

    Изучен опыт проектирования и эксплуатации систем активной термостабилизации грунтов для сохранения естественного состояния вечной мерзлоты. Исследования эффективности работы различных конструкций термостабилизации грунтов и хладагентов, процессов тепломассопереноса в системе "грунт - термостабилизатор - атмосфера" позволили определить оптимальные эксплуатационные характеристики специально разработанных устройств - термостабилизаторов.

    А ответом на ваш вопрос может служить тот факт, что результаты компании "Транснефть" в области разработки и применения инновационных технологий проектирования и сооружения нефтепроводов на вечной мерзлоте отмечены премией Правительства РФ в области науки и техники за 2014 год. Премия присуждена за разработку нового поколения строительных технологий и конструкций, их промышленное производство и внедрение на объектах магистрального трубопроводного транспорта в сложных геоклиматических условиях России.

    Уникальные разработки защищены 18 патентами на изобретения и полезные модели. Использование созданных технологий и конструкций позволяет сократить сроки и стоимость строительно-монтажных работ, обеспечить надежность и безопасность объектов в течение 50-летнего расчетного срока службы.

    РГ: Какие технологические новшества применяются в проекте "Куюмба - Тайшет"?

    ПР-М: Прежде всего при проектировании, строительстве и дальнейшей эксплуатации этого нефтепровода предусмотрены инновационные решения в части автоматизации технологических процессов, обеспечения системы безопасности объектов, хорошо зарекомендовавшие себя в проекте "Заполярье - Пурпе".

    При проектировании трубопровода на основе проведенных исследований были проработаны варианты применения подземного способа прокладки на участках с островным распространением многолетнемерзлых грунтов. Чтобы исключить негативное тепловое воздействие нефтепровода на грунт при его подземной прокладке, были разработаны специальные технические решения: применение труб с заводской тепловой изоляцией, замена высокольдистого грунта в основании траншеи и применение дополнительного теплоизоляционного экрана.

    Реализуются система поддержки диспетчера с функцией контроля герметичности нефтепровода, структурированная система мониторинга и управления инженерными системами, а также автоматизированная система технического учета электроэнергии с элементами управления энергохозяйством и автоматизированная информационно-измерительная система коммерческого учета электроэнергии.

    РГ: Вы подробно рассказали о том, как компания замещает импортные технологии отечественными. Может быть, уже пора их экспортировать? У вас же есть, например, такое уникальное предприятие, как "Транснефть - Диаскан".

    ПР-М: Вы правы, "Транснефть - Диаскан" успешно решает задачи по неразрушающему контролю трубопроводов и сооружений линейной части. Предприятие с помощью разработанных и изготовленных им инспекционных приборов осуществляет внутритрубную диагностику, оценивает техническое состояние дефектных участков, определяет безопасные режимы эксплуатации и необходимость ремонта на основе данных диагностирования.

    Для выхода "Транснефть - Диаскан" на внешний рынок разработана специальная программа, которая уже довольно успешно реализуется. В 2014 году предприятие выполнило за границами России диагностику 97 участков трубопроводов общей протяженностью более 3800 км. Эти работы проводились как в странах ближнего зарубежья - Казахстане, Белоруссии, так и дальнего - в Чехии, Словакии, Мексике, Китае. По международным контрактам на 2015 год работы ведутся на трубопроводах общей протяженностью 3510 км.

    Поделиться