В действующей редакции Закона "Об особо охраняемых природных территориях" сказано четко: "В границах государственных природных заповедников природная среда сохраняется в естественном состоянии, и полностью запрещается экономическая и иная деятельность, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом". Однако законодатели считают, что это слишком общая формулировка, и предлагают ее конкретизировать так: "На территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого- просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира".
Еще авторы законопроекта предлагают "создавать охранные зоны с ограниченным режимом природопользования на прилегающих к территориям государственных природных заповедников участков земли и водного пространства". Аргументация: у нас есть особо охраняемые природные территории, вблизи которых открыты месторождения природных ископаемых, в том числе нефти. И если их начать добывать, то нарушится целостность экосистемы заповедника, разрушатся почвы и древесная растительность, поскольку абсолютно безопасных для природы способов добычи не существует.
Беспокойство авторов законопроекта понятно. Но эксперты не видят необходимости в таких уточнениях.
В минприроды ознакомились с этими предложениями, но комментировать их отказались. Здравый смысл подсказывает: когда создают особо охраняемую природную территорию, ее границы берут не с потолка. Хотя, что уж там, за сто лет существования заповедного дела в нашей стране всякое бывало.
Но, думаю, особенно не понравится нашим согражданам предложение разрешить гулять по заповедным местам "только в сопровождении работников федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками или должностными лицами федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники". То есть без надзора - ни шагу. Причем сопровождающим может быть не только сотрудник заповедника, но и вышестоящий чиновник. Так давайте обратимся прямо к министру, чтобы он нас лично сопровождал в познавательной прогулке по заповедным местам, ведь государственные заповедники подчиняются в конечном счете ему.
Несколько лет назад вице-премьер Юрий Трутнев, тогда - министр природных ресурсов и экологии, поделился со мной в одном из интервью: "Находясь в командировке в Долине гейзеров, я предложил: Долина гейзеров должна быть более посещаема. В ответ защитник природы пишет мне: что за безобразие! Министр не понимает, что место заповедное - значит, неприкосновенное. Но я буду упорствовать в своей позиции. Я убежден, что наши особо охраняемые заповедные территории существуют для людей! У нас есть Долина гейзеров, но ее никто не видел - значит, у нас ее нет. Люди должны иметь возможность увидеть эту красоту, получать удовольствие и, может быть, извините, очиститься. Другой разговор - конечно, надо создать такую инфраструктуру, чтобы люди не разрушали ландшафты, не уродовали заповедные места".
Идеальным примером такого подхода можно назвать заповедник "Куршская коса" в Калининградской области. Там чрезвычайно хрупкая песчаная почва. Поэтому вся территория зонирована. Где-то можно пройти только в сопровождении сотрудника заповедника по узкому деревянному настилу, где-то можно гулять самостоятельно. Вся необходимая для туристов инфраструктура есть. Это один из самых посещаемых в стране заповедников. Как и в большинстве стран с развитой системой ООПТ, здесь все сделано для того, чтобы люди сюда приезжали, получали прекрасные впечатления и, конечно, оставляли какие-то деньги, которые нашим особо охраняемым территориям так необходимы.